Томичи присоединятся к эксперименту CMS на Большом адронном коллайдере

В ОИЯИ в Дубне оптимистично смотрят на участие Томского политехнического университета в коллаборации детектора CMS.

Ученые из Томского политехнического университета (ТПУ) намерены участвовать в исследованиях на детекторе CMS, одном из двух универсальных детекторов Большого адронного коллайдера в ЦЕРН, сообщает пресс-служба вуза. Для этого томичам нужно официально присоединиться к коллаборации, заручившись поддержкой ОИЯИ в Дубне.

CMS, или компактный мюонный соленоид, предназначен для изучения строения элементарных частиц. В его создании принимали участие несколько российских институтов, в том числе ОИЯИ. На детекторе проводят эксперименты и исследования более 3000 ученых из 42 стран мира. Российскую сторону представляет коллаборация RDMS (Russia and Dubna Member States), возглавляемая профессором института Дубны Игорем Голутвиным. С ним, а также с академиком РАН Виктором Матвеевым из ОИЯИ и другими учеными встретились на днях представители ТПУ, чтобы обсудить участие в исследованиях на детекторе.

Руководителям коллаборации RDMS инициатива томичей понравилась. Их опыт и компетенции находятся на мировом уровне, а потому следует совместно с экспертами ЦЕРН разработать последовательность шагов для того, что включить ученых ТПУ в работу на детекторе CMS. Это логично тем более, что в начале этого года томичи официально присоединились к коллаборации центра RD51 в ЦЕРН, которая занимается технологией микроструктурных газовых детекторов, разрабатывает для них ПО и электронику.

«Эта встреча — только первый шаг, и вузу еще предстоит пройти сложный и долгий путь. Однако само по себе событие это очень важное, поскольку такое взаимодействие имеет колоссальный потенциал, как для продвижения университета, так и для повышения качества фундаментальных научных исследований, особенно, в области физики и инженерии», — цитирует пресс-служба главу делегации ТПУ, проректора по научной работе и инновациям Александра Дьяченко.

В сентябре 2015 года портал Научная Россия сообщал, что в коллаборацию CMS вошла лаборатория физики высоких энергий МФТИ. Физтехи участвуют и в научной работе, и в инженерной работе, совершенствуя модель адронного калориметра.

большой адронный коллайдер компактный мюонный соленоид томский политехнический университет эксперимент cms