Сегодня в Москве завершился четырехмесячный эксперимент по имитации полета на Луну. Проект SIRIUS-2019 проводился в Наземном экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем в Москве. В состав многонационального экипажа вошли три женщины и трое мужчины: командир, бортинженер, врач и три исследователя. Сценарий эксперимента воспроизводил основные этапы реального космического полета на спутник Земли, включая операции на орбите и на её поверхности. Своими впечатлениями от четырехмесячной изоляции участники проекта поделились с журналистами, которые встречали их на выходе из экспериментального комплекса.

«Мне очень понравилось участвовать в этом проекте, экипаж и команда просто отличные! Самым сложным для меня оказалось изучение русского языка», — рассказал участник из США, аналитик исследований и операций на лунном разведывательном орбитальном аппарате (LRO) Рейнхольд Повилайтис.

«Большую часть времени мы были сконцентрированы на себе, на своих мыслях, на своей работе, даже не думали о том, что творится на Земле, какая там политика и так далее. Не могу сказать, что скучала по чему-либо, было очень много работы. Наш рабочий день начинался сразу с утра, когда мы только открывали глаза, а заканчивался поздно вечером: это примерно с семи утра до одиннадцати вечера», — рассказала участница эксперимента Дарья Жидова. Дарья работает инженером в Лётно-испытательном отделе РКК «Энергия».

В течение эксперимента экипаж выполнил большую программу научных исследований по изучению влияния изоляции в замкнутом пространстве на психологию и физиологию человека и отношения в гендерно-смешанном экипаже. Ожидается, что результаты исследований помогут при подготовке к длительной космической исследовательской миссии. Одна из участниц проекта, Анастасия Степанова, отметила, что человек вполне способен выдержать изоляцию в несколько месяцев, поэтому, с психологической стороны, полет в длительные космические миссии — вполне реализуемая задача.

«Подобные эксперименты имеют большое значение для мировой науки. Если мы рассматриваем изоляционный проект в целом, то есть это 17-суточная изоляция, 4-х месячная изоляция, потом 8-ми месячная и двухгодичная изоляция, то в совокупности вклад в науку будет огромный. Главная задача заключается в том, чтобы подготовить человечество к совершению максимально комфортных и безопасных космических полетов к дальним объектам. Мы должны добиться того, чтобы присутствие человека на других планетах могло быть максимально долгим», — рассказал в беседе с «Научной Россией» научный координатор проекта SIRIUS-19 Сергей Пономарев.

Программа проекта SIRIUS (Scientific International Research In Unique terrestrial Station) проводится совместно ИМБП и NASA HRP в кооперации с космическими агентствами (Роскосмос, DLR, CNES), предприятиями космической отрасли (РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина), организациями-партнерами при широком участии специалистов из России, США, Германии, Франции, Италии и других стран.

В течение эксперимента у каждого участника была своя небольшая комната (около трех квадратных метров) со спальным местом. Состояние невесомости в условиях эксперимента не имитировалось.

«В проекте SIRIUS-19 моделировались все факторы космического полета, за исключением микрогравитации и радиации», — добавил Сергей Пономарев.

В беседе с журналистами практически все участники проекта единогласно сошлись во мнении, что после того, как они обнимут своих родных и близких людей, первое, что захочется сделать, — это съесть что-нибудь вкусное: пиццу, шашлык или просто горячий стейк. Одна из участниц проекта, Стефания Федяй, предложила организовать большую вечеринку и отпраздновать успешное окончание миссии.

Находясь в изоляции, участники SIRIUS-19 вели дневники, где описывали свои будни. Почитать эти дневники можно здесь.

В ближайших планах у организаторов проекта SIRIUS-19 — запустить эксперимент с еще более длительной изоляцией людей — восемь месяцев. Этот эксперимент планируют начать уже в 2020 году.

Узнать другие подробности о сегодняшней встрече участников и организаторов проекта SIRIUS-19 вы можете из нашего видеосюжета.