Древние египтяне использовали метеоритное железо

Возможно, метеориты также служили им основой для некоторых религиозных верований

Анализ находки археологов столетней давности современными средствами, вероятно, заставит историков «сдвинуть» начало железного века на несколько тысячелетий назад. Бусина, обнаруженная ещё в 1911 году в 70 километрах к югу от Каира, указывает на то, что уже в четвёртом тысячелетии до нашей эры египтяне впервые познакомились с метеоритами, из которых можно получать железо – и пищу для религиозных размышлений, пишут британские учёные в журнале Meteoritics & Planetary Science.

Споры о том, есть ли в этих бусинах никель и можно ли говорить о внеземном происхождении материала для них, ведутся практически все сто лет с момента их обнаружения. Электронно-микроскопические и томографические исследования одной из них, проведённые планетологами из университета Милтон-Кинс под руководством Дианы Джонсон (Diane Johnson), позволили установить наличие в металле не только высокого процента никеля, но и особой кристаллической структуры самого железа, именуемой паттерном Виндманштеттена. Такая структура характерна только для железных метеоритов, которые, будучи в составе родительских астероидов, очень медленно охлаждались в те времена, когда Солнечная система ещё только формировалась.

Учёные даже смогли описать процесс изготовления подобных бусин: египтяне сначала молотом расковывали кусок метеорита в тонкую пластину, а затем сворачивали её в трубочку и резали на части.

Изделия датируются примерно 3300 годом до нашей эры, тогда как первые свидетельства выплавки железа из руды в Древнем Египте появились не ранее 6 века до н.э. Железных предметов в стране фараонов нашли не так уж много, и попадались они в основном в гробницах высокопоставленных лиц. По мнению учёных, металл этот ассоциировался с царской властью, а если его получали из метеоритов – то и с богами. В частности, по словам Кэмпбелла Прайса (Campbell Price), куратора отделения истории Египта и Судана в Манчестерском музее, откуда планетологи брали бусину для анализа, уже в известных письменных источниках содержатся указания на такой факт: египтяне полагали, что боги имели железный скелет.

древний египет железный век метеориты