Официально:

Эдмунд  Галлей. 8 ноября 1656 – 14 января 1742. Английский астроном, геофизик, математик, метеоролог, физик. Прославлен кометой его имени.

1. В русской традиции утвердился вариант фамилии ученого «Галлей», хотя сам Галлей произносил свою фамилию примерно как «Холи», а нынче в англоязычном мире его именуют Хэли или Хейли.

2. «Ну, ну, попадись нам Галлей, мы ему покажем конец света. Энти вот ученые никогда помереть не дадут спокойно». Полицейские из романа Валентина Пикуля «Нечистая сила» не имели ни малейшего шанса привести угрозу в исполнение. Английский астроном Эдмунд Галлей, хоть и прожил долгие по его временам 86 лет, но скончался за полтора с лишним века до предсказанного им очередного явления кометы, которую обычно называют его именем.

3. Этот прогноз прославил королевского астронома, недаром известный американский астроном Брайен Марсден включил комету Галлея в шорт-лист астрономических объектов, известных неспециалисту. Остальные два – это  планета Марс и кольца Сатурна.

4. Галлей родился в семье состоятельного мыловара в небольшой деревушке, которую с годами поглотил Большой Лондон.

5. Галлей учился и преподавал в Оксфорде, а первую научную работу «Об орбитах планет» опубликовал студентом третьего курса.

6. За 140 лет до Наполеона Галлей сам сослал себя на остров Святой Елены, где наблюдал и описал звезды Южного неба.

7. Эдмунд Галлей дружил с Ньютоном и был первым издателем его трудов. Именно Ньютон посоветовал Галлею заняться изучением комет.

8. Он и занялся. И если до Галлея люди в зависимости от образования считали кометы либо господним гневом, либо странницами во вселенной, он первым рассчитал орбиты двадцати четырех комет и обратил внимание на сходство параметров нескольких небесных странниц, наблюдавшихся в прежние века. И предсказал появление кометы в 1758-59 годах. До блестящего подтверждения своего прогноза он не дожил.

9. Нельзя сказать, что научное открытие вызвало восторг: язвительный Джонатан Свифт даже высмеял предсказание Галлея в «Путешествии Гулливера». Там, если помните, ученые лапутяне опасались, что будущая комета уничтожит Землю.

10. Помимо кометы, которая получила его имя, Эдмунд Галлей сделал еще немало полезного: например, остроумно определил площади английских графств. Он их не измерял и не рассчитывал – формул, по которым можно было определять площадь фигур, во время Галлея не существовало. Он просто взвесил  вырезанные изображения графств и сопоставил с картой Англии – ее площадь была известна.

11. В 1691 году Галлей построил водолазный колокол. Испытывая его, изобретатель с пятью товарищами нырнули на 18 метров в Темзу и просидели там около полутора часов. Тот колокол был малопригоден для практических спасательных работ, но позже Галлей его усовершенствовал, и следующее испытание продолжалось уже более 4 часов. Безнаказанно для ученого это, впрочем не прошло, и Галлей получил баротравму среднего уха. Ныне это считают одним из первых зарегистрированных случаев подобного увечья.

12. Мало кто знает, что Галлея чтут еще демографы. Неудивительно, что именно он стал одним из основоположников демографии: ведь  в этой науке прогнозы тоже строятся на основе расчетов и наблюдений. Эдмунду Галлею демография обязана первой полной таблицей смертности, понятием средней продолжительности предстоящей жизни. Научные достижения Галлея используются в страховании по сей день.

13. Помимо научной, Эдмунд Галлей сделал прекрасную академическую и административную карьеру. С 1703 года он возглавлял кафедру геометрии Оксфордского университета, в  1713 году его избрали учёным секретарём Лондонского королевского общества. В 1720 году Галлея назначили Королевским астрономом, то есть директором Гринвичской обсерватории. Директором он оказался рачительным и заботливым: Галлей за свой счет заново оборудовал обсерваторию инструментами.

14. Эдмунд Галлей был женат и имел троих детей, двоих – сына, доктора Эдмунда Галлея и дочь Маргарет – он пережил.