Лихорадку Эбола можно лечить «коктейлем» из антител

Недавние научные изыскания дали надежду на излечение от опаснейшего в мире вируса

Самая опасная в мире болезнь – лихорадка Эбола, от которой умирает до 90 процентов заболевших, – возможно, вскоре окажется излечимой. Опыты на животных показали, что использование специального комплекса антител приводит к обнадёживающим результатам.

Специалисты Национальной микробиологической лаборатории в Виннипеге (Канада) провели эксперимент на нескольких яванских макаках, заражённых наиболее смертельным штаммом вируса Эбола – так называемым «заирским», распространённым в странах экваториальной Африки, включая Демократическую республику Конго (бывший Заир) и Габон. Все четыре обезьяны, получившие в качестве лекарства «коктейль» из антител под рабочим названием ZMAb в течение суток после заражения. Из четырёх животных, которым этот же препарат дали через двое суток, выжили двое.

«Антитела реплицировались в организме обезьян, а затем их собственная иммунная система включилась в работу и окончательно изгнала вирус», – объясняет руководитель исследования Гэри Кобингер, микробиолог из университета Манитобы.

Успех препарата основан на том, что входящие в него антитела сразу в нескольких местах разрушают гликопротеиновую оболочку вируса, которая делает возможным его соприкосновение с клеткой и проникновение в неё. В отличие от предыдущих, не зарекомендовавших себя методов лечения лихорадки Эбола, новая разработка канадских учёных представляет собой именно лекарство, а не вакцину. Хотя сами действующие компоненты были получены у мышей, привитых различными фрагментами вируса.

Томас Боуден, биолог из Оксфордского университета (Великобритания), уверен, что его канадские коллеги находятся всего в нескольких шагах от создания по-настоящему эффективной терапии против опасной инфекции. Хотя комплекс  ZMAb испытывали только на одном штамме, его можно быстро модифицировать для работы с другими разновидностями вируса. Однако этого оптимизма не разделяет калифорнийский иммунолог Деннис Бертон: по его словам, хорошо, если антитела могут быть введены в организм больного через один-два дня после заражения. Но когда болезнь уже даёт симптомы, даже такой мощный препарат может оказаться малоэффективным.

Источник: Дебора-Фэй Ндхлову, Nature.com