Палеонтологи воссоздали облик самого раннего млекопитающего

А также доказали, что животные этого класса распространились по миру только после гибели динозавров

Группа учёных из США и Канады сумела осуществить наиболее детальную реконструкцию древнего предка всех млекопитающих планеты. А заодно и доказать, что животные, у которых вынашивание детёнышей проходит через посредство плаценты, распространились по миру только после окончательной гибели динозавров.

По мнению Морин О’Лири (Maureen O’Leary) из Нью-Йоркского университета и её соавторов, опубликовавших результаты своего исследования в журнале Science, самый первый зверь весил от шести до 245 граммов, имел длинный пушистый хвост, по три пары коренных зубов на каждой челюсти и лазил по деревьям в поисках насекомых. Он также обладал значительной для своего времени складчатостью головного мозга, и если это была самка, то у неё в каждом репродуктивном сезоне появлялся один слепой, лишённый шерсти детёныш.

Что характерно, реконструкция является своего рода «фотороботом», призванным задавать направление дальнейшим поискам при раскопках. Он был создан на основе анализа более четырёх с половиной тысяч различных анатомических признаков 86 видов ныне существующих и вымерших животных.

«Это как сфокусировать размытую фотографию», – говорит О’Лири.

Параллельно учёные провели и столь же всеобъемлющий генетический и молекулярно-биологический анализ, который привёл к построению весьма необычного родословного древа. В частности, выяснилось, что азиатские животные тупайя и шерстокрыл одинаково близки к отряду приматов, тогда как по «чистой» генетике тупайя считается более примитивной. А млекопитающие Африки, от трубкозуба до слона, возникли от общих предков, обитавших в Новом Свете.

Гипотеза нашла как противников, так и сторонников в научном мире. Если одни комментаторы считают, что сопоставление видов на основе одной только анатомии приводит к ошибкам «вчерашнего дня», то другие биологи полагают, что О’Лири и её коллегам удалось построить одну из лучших на сегодняшний день матриц эволюционных взаимосвязей между плацентарными млекопитающими.

анатомия млекопитающие палеозоология эволюция