Выявлена мутация, вызывающая редкую наследственную болезнь

По тесту на мутацию гена можно будет предсказать развитие опасного синдрома

Изучение ДНК двух людей с редким заболеванием позволило учёным идентифицировать конкретную генетическую ошибку, ответственную за эту болезнь – первичную цилиарную дискинезию. Теперь можно будет диагностировать это редкое заболевание, используя генетические тесты. Специалисты из Вашингтонского университета в Сент-Луисе опубликовали статью о своей работе в American Journal of Human Genetics.

Первичная цилиарная дискинезия – это нарушение функции ресничек, которое приводит к постоянным отоларингологическим и пульмонологическим заболеваниями, мужскому бесплодию, а иногда и обратной ориентации органов.

Мутация обнаружилась в гене HEATR2, который никогда раньше не связывали с ресничками. Таким образом, известно уже 15 генов, влияющих на развитие болезни. Тем не менее, учёные полагают, что ещё столько же генетических ошибок, связанных с дискинезией, пока ожидают описания.

Открытие состоялось, когда учёные секвенировали геномы двух родственных больных первичной цилиарной дискинезией и их здоровых родителей.

С первичной цилиарной дискинезией рождается один ребёнок из 20 тысяч. Однако по таким симптомам, как хронические респираторные заболевания и синуситы, обнаружить синдром непросто.

Как правило, новорождённым с подобной болезнью сразу после появления на свет требуется вентиляция лёгких, а затем у них развивается постоянный кашель, идут сопли. Это связано с тем, что у больных не двигаются в такт реснички. Данный дефект вызывает и неправильное расположение органов, так как за это также отвечают реснички ещё на стадии эмбриона.

Открытие было подтверждено экспериментами с модельной системой – хламидомонадой. При подавлении у неё гена HEATR2 реснички переставали биться в такт.

генетические заболевания генная инженерия клеточная биология реснички