Сформулировано подтверждение динамической природы тёмной энергии

Международный коллектив учёных составил модель, которая подтверждает динамическую природу тёмной энергии

Феномен тёмной энергии объясняет факт ускоряющегося расширения Вселенной. Однако природа самой тёмной энергии остаётся для учёных загадкой. Одно объяснение состоит в том, что это космологическая постоянная, неизменная во времени и пространстве. Другое – в том, что это динамическая сущность, энергетическая плотность которой меняется во времени и пространстве.

Изучив данные ряда экспериментов, группа учёных разработала модель, поддерживающую мнение о динамической природе тёмной энергии. Их статья опубликована в Physical Review Letters.

Специалисты построили работу вокруг ограничения уравнения состояния тёмной энергии, которое характеризует то, как Вселенная расширяется. По данным наблюдений учёные пытаются ограничить этот параметр, пытаясь найти его точное значение в реальном мире.

Знание уравнения состояния приведёт к пониманию не только тёмной энергии, но и гравитации. Вопрос в том, может ли значение уравнения состояния равняться -1: это могло бы указывать на неприменимость общей теории относительности Эйнштейна в космологических масштабах. Некоторые модели оценивали его близким к -1, что спровоцировало развитие квантовой теории гравитации.

Последние данные выступают в пользу теории динамической тёмной энергии, уравнение состояния которой варьирует от менее чем -1 на низком красном смещении до более чем -1 на высоком – и в любом случае, в какой-то момент равно -1.

В работе были учтены данные по последним сверхновым, реликтовому излучению, барионным акустическим колебаниям и др. Авторы подчёркивают, что их результаты не стоит считать окончательными, но полагают, что уточнению модели будут способствовать данные космических миссий «Планк» (первые цифры будут получены в апреле 2013 года) и «Евклид» (запуск в 2019 году).

теория относительности тёмная энергия уравнение состояния