Профессор ДВФУ разрабатывает нановакцину нового поколения

Она создаётся из биоматериала морских беспозвоночных и водорослей

Одно из ведущих мест в рейтинге преподавателей Дальневосточного федерального университета занимает профессор Школы естественных наук, заведующий кафедрой биохимии, микробиологии и биотехнологии Эдуард Костецкий. Он известен своей теорией возникновения живых систем на матрице минерала апатита и сокристализующихся с ней минералов. Но главная научная проблема в его работе – разработка нановакцины нового поколения, получившей название «ТИ-комплекс» (тубулярный имунностимулирующий комплекс).

«Наша нановакцина – это наноразмерные носители, созданные из биологически активных веществ морского происхождения. «Нано» – потому что вакцина, усиливающая иммунный ответ организма, имеет размеры вирусных частичек. Вакцина создаётся из морских беспозвоночных (кукумарии, трепанга, ежей) и морских водорослей. Мы давно занимаемся этими объектами, поэтому знаем, что от них брать, как это получить и использовать», – рассказал профессор Костецкий.

По словам учёного, вакцина может использоваться в трёх вариациях. Во-первых, в беспримесном виде. Второй вариант предполагает введение в неё субъединичных антигенов.

«Антигены – это белки, которые находятся на поверхности вирусных и бактериальных клеток. Их может быть очень много, но в основном за иммунный ответ отвечают несколько белков, главный из которых – это субъединичный антиген. Именно он вызывает реакцию организма на чужеродное внедрение вируса или бактерии. Наша задача – получить этот белок генно-инженерным способом. Сейчас с помощью методов генной инженерии и молекулярной биологии мы занимаемся выделением субъединичного антигена из вируса клещевого энцефалита», – пояснил Эдуард Костецкий.

Третий способ использования разрабатываемой вакцины – её активация с помощью биологически активных веществ морского и наземного происхождения, которые позволят усилить иммунологический эффект ТИ-комплекса.

Этой работе приморский профессор посвятил уже больше 40 лет, накоплено неисчислимое количество публикаций в ведущих зарубежных научных изданиях, получено более 20 патентов. Исследования учёные ДВФУ ведут совместно с сотрудниками профильных институтов ДВО РАН: Биолого-почвенного института, Института микробиологии и Тихоокеанского института биоорганической химии.

Источник: dvfu.ru