Две черные дыры столкнутся

Ученые из Калифорнии обнаружили две супермассивные черные дыры, которые движутся друг к другу в своеобразном танце и в какой-то момент объединятся, вызвав беспрецедентную реакцию.

Мэтью Грэхэм (Matthew J. Graham) из Калифорнийского института (США) и его коллеги рассказали о предсказанном ими будущем столкновении двух супермассивных черных дыр в далекой от нас галактике PG 1302-102. Такой вывод они сделали, зафиксировав регулярные вспышки в квазаре с выбросом огромного количества энергии и света, говорится в публикации в журнале Nature.

Галактика PG 1302-102 находится примерно в 3,5 миллиардах световых лет от нас в созвездии Девы и имеет в центре активное ядро (квазар).

Ученые отследили сильный периодический сигнал в оптическом диапазоне квазара с наблюдаемым периодом около 1884 дней. Сигнал с такими характеристиками они с большой вероятностью проинтерпретировали как сближение двух супермассивных черных дыр. «Ничто так не может влиять на черную дыру, кроме как другая черная дыра», — объясняют ученые. По их словам, в итоге столкновения произойдет сверхмасштабный выброс энергии, эквивалентный взрыву ста миллионов сверхновых, который может полностью уничтожить эту галактику.

Большая часть этой энергии преобразуется в гравитационные волны — теоретически предсказанную в общей теории относительности Эйнштейна, но фактически не обнаруженную до сих пор рябь пространства-времени. Часть энергии также станет электромагнитными волнами.

Если предположения ученых подтвердятся, дальнейшие исследования происходящего в далекой галактике могут дать толчок развитию астрономии гравитационных волн. Кроме того, ученые смогут представить, что произойдет в нашей галактике Млечный путь через несколько миллиардов лет, когда она столкнется с ближайшей галактикой Андромеды.

галактика pg 1302-102 рябь пространства-времени черные дыры