Выяснен биохимический механизм обгорания на солнце

Американские учёные надеются разработать новое поколение средств от солнечных ожогов, действие которых основано на блокировании активной молекулы TRPV4 в эпидермисе кожи

Покраснение кожи и боль, являющиеся следствием долгого времяпрепровождения на солнце, происходят из-за одной молекулы, распространённой в эпидермисе кожи. Блокировка этой молекулы, названной TRPV4, способна эффективно защитить от солнечных ожогов, показывает новое исследование, проведённое группой медицинских специалистов из различных американских университетов под руководством Вольфганга Литке (Wolfgang Liedtke) из университета Дьюка.

В большинстве своём солнечные ожоги вызываются ультрафиолетовым излучением типа B. В умеренных дозах оно способно принести пользу, давая человеку суточную дозу витамина D и улучшая настроение. Но избыток этой радиации может привести к повреждению ДНК в клетках и повысить восприимчивость организма к раку.

В ходе предыдущих исследований было выяснено, что молекула TRPV4 участвует в других биохимических процессах, связанных с болью. Она служит своеобразным каналом, через который внутрь клетки в большом количестве попадают активные ионы, такие, как кальций и натрий.

Сначала Вольфганг Литке и его коллеги убрали эту молекулу из эпидермиса нескольких мышей и подвергли их, вместе с мышами без генетических изменений, облучению ультрафиолетом B. В результате у «нормальных» грызунов кожа на задних лапках, более всего напоминающая человеческую, покрылась волдырями и стала чрезмерно чувствительной, тогда как у животных с пониженным TRPV4 этого эффекта не наблюдалось.

С помощью специального прибора учёным удалось полностью восстановить биохимическую цепочку: ультрафиолетовое излучение активирует молекулы TRPV4, которые привлекают в клетки кожи ионы кальция, а те, в свою очередь, ещё одну молекулу, называемую эндотелином. Это вещество – неотъемлемый компонент кожных процессов, связанных с ощущениями боли и зуда.

Далее исследователи обработали генетически не модифицированных мышей фармацевтическим компонентом, названным GSK205. В изменённом виде он представляет собой раствор этилового спирта и глицерина и ингибирует («тормозит») действие TRPV4. Грызуны, лапки которых были обработаны этой смесью, оказались менее восприимчивыми к коварному ультрафиолету; тот же эффект она дала при добавлении в культуру клеток мышиной кожи.

«Результаты указывают на то, что TRPV4 может стать новой целью в профилактике и лечении солнечных ожогов и, возможно, хронических повреждений кожи, вызванных солнцем, таких как рак кожи и фотоиндуцированное старение», – говорит Литке.

«Следует быть осторожными, поскольку нам надо ещё выяснить, как ингибирование TRPV4 будет влиять на другие процессы в коже. Когда это будет сделано, предстоит разработать адаптированные средства такого действия для применения в тропиках. Я предполагаю, что их будут применять совместно с уже известными средствами от загара для обеспечения более эффективной защиты от ультрафиолета В», – добавляет его коллега Мартин Стейнхофф (Martin Steinhoff), профессор дерматологии и хирургии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Источник: today.duke.edu