Гадрозавриды пережёвывали растения лучше, чем коровы

Утконосые динозавры обладали очень сложным строением зубов, которое позволяло им пережёвывать крайне жёсткие растения

Коллектив палеонтологов и инженеров установил, что утконосые динозавры (гадрозавриды) обладали удивительной способностью пережёвывать твёрдые растения. Дело в том, что их зубы устроены сложнее, чем, например, у коров и лошадей. Статья об этом опубликована в журнале Science, её краткое содержание распространил Американский музей естественной истории.

Травоядные гадрозавриды были широко распространены на планете около 85 миллионов лет назад. Они обладали примерно 1400 зубами. Раньше полагали, что эти зубы, как у других рептилий, состоят из двух тканей – эмали и дентина. Но всё оказалось куда сложнее.

«Мы давно подозревали, что там есть что-то ещё. Если рассматривать поверхность зуба, видна сложная топография, то есть присутствуют несколько тканей», – пояснил автор статьи, заведующий сектором палеонтологии музея естественной истории Марк Норелл.

Его коллеги под руководство биолога Грегори Эриксена (Gregory Erickson), исследовали разные слои зуба при помощи микроскопии. Оказалось, что зубы гадрозавридов состояли из шести типов ткани – на четыре больше, чем у рептилий, и на два больше, чем у лошадей, коров и слонов.

При помощи «наноиндентации» – моделирования износа зубов с использованием крохотного датчика с закреплённым на нём алмазом – исследователи определили твёрдость и износ тканей. «Мы были шокированы, когда увидели, что механические характеристики зубов сохранились после 70 миллионов лет окаменелости», – заявил Эриксен.

Помимо эмали, ортодентина, вторичного дентина и цемента, в зубах утконосых динозавров есть огромные канальцы и толстый слой покровного дентина. Эти ткани защищали зубы от нарывов. Кроме того, их соотношение в разных зубах сильно различалось.

Такое сложное устройство зубов могло способствовать выживанию гадрозавридов в течение 35 миллионов лет: они приспособились к обитанию в специализированных экологических нишах, где могли питаться очень жёсткими растениями, вроде папоротника и хвоща.

американский музей естественной истории динозавры зубы