Дубненцы на пути к признанию 117-го элемента

Физики ОИЯИ успешно воспроизвели эксперимент по синтезу 117-го элемента таблицы Менделеева

Специалисты Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне успешно воспроизвели эксперимент по синтезу сверхтяжёлых атомов химического элемента, имеющего в таблице Менделеева порядковый номер 117, сообщил заместитель директора лаборатории ядерных реакций института Андрей Попеко.

Впервые 117-й элемент был получен самими дубненцами два года назад. В качестве мишени были использованы атомы элемента берклия (порядковый номер 97), которые бомбардировали ионами кальция-48 (порядковый номер 20) на ускорителе У-400. Радиоактивный изотоп берклия был получен в Окриджской национальной лаборатории (США).

Синтез необходимо было повторить, чтобы получить официальное признание открытия элемента со стороны Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК).

«Полтора месяца назад мы начали этот эксперимент. В той же реакции берклия-249 и кальция-48 мы получили пять событий рождения 117-го элемента с атомной массой 293. Это очень хорошо укладывается в результаты прошлого эксперимента», – сказал Андрей Попеко. Сейчас, по его словам, ускоритель остановлен для профилактики, но чуть позже исследования возобновятся. Их новой целью станет, во-первых, получение более тяжёлого изотопа этого же элемента с атомной массой 294, во-вторых – определение химических свойств элемента номер 113, являющегося продуктом его распада.

ИЮПАК уже объявил приём заявок на элементы 113, 115, 117 и 118 – все они были впервые синтезированы в Дубне. По результатам рассмотрения заявок будет определено, кто является первооткрывателем и получит право дать им названия.

Попеко также сообщил, что немецкие физики из Центра исследования тяжёлых ионов (GSI) в Дармштадте ведут эксперименты по синтезу элементов с номерами 119 и 120, но они пока не увенчались успехом.

В природе не существует химических элементов тяжелее урана. Ряд более тяжёлых веществ, например, плутоний, можно получить в ядерных реакторах, а если атомный номер превышает 100 (фермий) – только в ускорителе.