Физики из Дубны движутся к центру острова стабильности

В ходе опытов, проведённых в Объединённом институте ядерных исследований, получены изотопы, близкие к острову стабильности

Группа российских и американских учёных провела новую серию опытов, направленных на синтез изотопов элемента с атомным числом 117, который должен находиться вблизи острова стабильности. Об истории исследования повествует автор «Компьюленты».

Свойства элементов тяжелее урана подчиняются общей закономерности: период полураспада их самого долгоживущего изотопа уменьшается по мере увеличения атомного числа. Однако общепринятая оболочечная модель строения ядра предусматривает и существование острова стабильности, который образуют устойчивые нуклиды с относительно небольшими атомными числами.

Хотя теоретическая задача о точном определении центра острова стабильности и его размеров пока не решена, физики предполагают, что он находится вблизи нейтронного числа 184 и атомных чисел 114 или 120. Вплотную к последним значениям ещё в прошлом веке подобрались сотрудники германского Центра исследования тяжёлых ионов им. Гельмгольца, создавшие элементы с атомными числами 108–112, но наблюдавшиеся тогда реакции синтеза могли выдать только богатые протонами изотопы с недостаточно высоким нейтринным числом.

В дубнинском Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) по другой методике получили сразу шесть элементов – от 113 до 118. Получаемые здесь нуклиды имели бóльшие нейтронные числа, подходящие ближе к 184.

117-й элемент удалось синтезировать только в 2010 году с использованием берклиевых мишеней. В марте 2012 года в ходе второй серии экспериментов с берклиевыми мишенями учёные зарегистрировали сразу семи цепочек распада, две из которых относились к изотопу 294117, а оставшиеся пять — к 293117.

Новые измерения позволили строго охарактеризовать свойства элемента 117: периоды полураспада 294117 и 293117 составляют 50 (+60, –18) и 27 (+12, –6) мс. Продукты распада 117-го элемента также живут относительно долго, что согласуется с предсказаниями оболочечной модели; очевидно, эти изотопы, как и наблюдавшийся в тех же опытах 294118, действительно лежат у берегов острова стабильности. Таким образом, центр острова стабильности ещё не достинут, но физики постепенно подбираются к нему.

Источник: science.compulenta.ru