Схема эволюции видов живых существ представляет собой скорее не дерево, где все ветки расходятся в строго разных направлениях, а куст, где они случайно переплетаются друг с другом. К такому выводу пришли генетики из университета Уппсалы (Швеция), статью которых в журнале PLOS Biology пересказывает сайт UPI.

Анализируя ДНК 50 самых разных видов птиц, ученые обнаружили, что подчас геномы видов, состоящих в дальнем родстве, местами бывают больше похожи друг на друга, чем у близких родственников. Например, определенная часть генома кукушки больше похожа на ту же часть генома у колибри, чем у голубя. Но для другого участка генома картина прямо противоположная.

Подобные эффекты биологи называют «прыгающими генами» и «неполной сортировкой генетических линий». Возникают они в том случае, если эволюция в каком-либо классе или семействе живых существ идет быстро, как это и было с птицами.

«Мы можем видеть, что очень быстрый темп, которым различные виды птиц начали эволюционировать сразу после вымирания динозавров, то есть около 65 млн лет назад, означает, что геном не смог четко разделиться на отдельные линии в процессе видообразования», — объяснил Ханс Эллегрен (Hans Ellegren), один из авторов исследования.

Конечно, такое бывает не только у птиц, так что эволюционное древо, если посмотреть на него внимательно, видимо, все-таки больше похоже на запутанный куст.

Кстати, о птицах и эволюции — недавно ученые также выяснили, что эволюция еще не успела научить птиц уворачиваться от автомобилей.