Обнаружен ген подсолнухов Ван Гога

Группа биологов, изучающих растения, определила ген, ответственный за «махровую мутацию», увековеченную Винсентом ван Гогом в его цикле «Подсолнухи».

На одной из картин этого цикла, выставленной в Национальной галерее в Лондоне, цветы изображены не с привычной черной сердцевиной, а в виде множественных золотых лепестков. Как выяснилось, это было не просто художественным приемом мастера, а вполне точным воспроизведением мутантной разновидности подсолнуха. В научном докладе исследователей Университета Джорджии говорится, что им удалось точно установить ген, ответственный за данную мутацию, и это может пролить свет на эволюцию цветочного мира в целом, а также разнообразие в нем.

Дикий подсолнух (Helianthus annuus) – это не столько одиночный цветок, сколько соцветие из более мелких цветков. Эти цветки золотистого цвета располагаются по краю подсолнуха, напоминают длинные лепестки, являются двусторонне симметричными и не производят пыльцу. А производят ее дисковые радиально симметричные цветки, занимающие центр подсолнуха. В совокупности эти два типа маленьких цветков создают впечатление единого большого цветка, при этом являясь вероятной привлекательной целью для насекомых-опылителей.

Изменения в цветочной симметрии влияют на «взаимоотношения» растений с опылителями и, соответственно, на их репродуктивность. Именно поэтому изображенные Ван Гогом необычные цветы заинтересовали биолога Джона Бурке (John Burke), который и возглавил исследование. Он утверждает, что разнообразие особенностей многих представителей цветущих растений вполне может быть связано с геном класса CYC, названным в честь гена CYCLOIDEA. Эти гены контролируют транскрипцию ДНК и воздействуют на цветочную морфологию, к примеру, герберов, принадлежащих к тому же семейству, что и подсолнухи, однако функция этого гена именно в подсолнухах пока не до конца понятна.

Источник: Nature.com