Дофамин связан не с удовольствием, а с мотивацией?

Американский психолог заявляет, что его гипотеза влияния дофамина на человека имеет массу экспериментальных подтверждений

Джон Саламони (John Salamone), профессор психологии Коннектикутского университета, давно считает, что гормон дофамин вовсе не связан с удовольствием. Как заявляет учёный, всё больше и больше исследований указывают на то, что этот нейромедиатор влияет на мотивацию, но не формирует само ощущение удовлетворённости. Суммировал эти соображения Саламони в статье для журнала Neuron.

Как напоминает учёный, в начале 1980-х годов Национальный институт злоупотребления наркотиками стал исследовать неврологическую основу наркотической зависимости. Выяснилось, что ощущение удовлетворения у людей сопровождается повышением уровня дофамина – химического вещества, которое до этого связывали только с двигательной активностью. Эта связь ярко наблюдается под воздействием наркотиков и средств мотивации (например, еды).

Однако Саламони и другие авторы установили целый ряд отклонений от принятой концепции. Так, у животных уровень дофамина может подскакивать после стресса (к примеру, после проигранной драки). Наблюдается особая активность богатых дофаминов частей мозга у солдат с посттравматическим стрессовым расстройством, когда они слышат выстрелы и другие звуки боя. Всё это никак не связать с удовольствием.

Саламони провёл множество экспериментов с животными. Он понижал или повышал уровень дофамина у них, а затем предлагал выбор между двумя поощрениями разной ценности, которые можно было получить, сделав работу разной сложности.

К примеру, крысу помещали в коридор, с одного конца которого стояла миска с едой, а с другого конца – такая же миска, но в два раза больше и за небольшим заборчиком, через который можно перепрыгнуть. Животные с пониженным уровнем дофамина в этих опытах почти всегда выбирали самый простой путь, а с нормальным – преодолевали препятствие и получали более ценное поощрение.

Нечто подобное наблюдалось и при изучении людей с депрессией. Часто такие люди говорят, что не хотят гулять с друзьями, но дело не в том, что они не испытывают удовольствия: если бы друзья уже были рядом, многие люди с депрессией были бы рады.

«Низкий уровень дофамина заставляет людей и других животных меньше работать для чего-то, то есть он больше связан с мотивацией и анализом затрат и преимуществ, чем с самим удовольствием», – считает Саломони.

Именно так работают амфетамины: они повышают уровень дофамина и мотивируют людей к мгновенной концентрации. «Когда людям дают амфетамины, они прикладывают больше усилий», – уверен психолог.

Такой подход изменяет понимание мотивационных симптомов депрессии на уровне их соответствия симптомам шизофрении, рассеянного склероза и болезни Паркинсона. Усталость может быть связана либо с низким уровнем дофамина, либо с изменениями в других частях тех же мозговых схем, пишет Саламони. С одной стороны, она неадекватна, поскольку снижает стремление к взаимодействию со средой. С другой стороны, этот симптом может отражать попытку организма сохранить энергию в критическом состоянии.

Источник: today.uconn.edu