Добычу ископаемых на астероидах начнут в 2016 году

Астероиды ассоциируются с опасностью для Земли ― из-за угрозы столкновения. Однако ученые видят в них источник топлива и транспортную базу для космических кораблей.

Колонизации астероидов ― одному из самых перспективных направлений космонавтики ― посвящается сегодня все больше и больше исследований. Вокруг Земли вращается примерно десять тысяч астероидов, а в так называемом основном поясе ― около двух миллионов этих небесных тел. Порой они пролетают так близко к нашей планете, что долететь до некоторых из них значительно проще, чем, к примеру, до Луны.  При этом периодически попадающие на Землю метеориты свидетельствуют, что их родительские тела содержат солидные запасы не только железа, но и таких ценных элементов, как платина, иридий, родий, рутений, осмий, германий и золото. По оценкам компании Planetary Resources, из астероида диаметром всего около 500 метров можно извлечь больше металлов платиновой группы, чем из всех известных земных месторождений. А на малой планете Психея, имеющей в поперечном сечении примерно 200 километров, запасы железоникелевой руды составляют порядка 17 квадриллионов тонн ― этого хватит, чтобы удовлетворять потребности человечества в сегодняшних объёмах миллионы лет.

Однако добыча этого сырья ― не единственное, что привлекает исследователей в астероидах, тем более если учесть, что такое освоение космоса требует пока не существующих технологий и существенных финансовых затрат. По мнению ученых, в ближайшем будущем для нужд нашей планеты целесообразнее использовать небесные тела как источник водорода и кислорода ― перспективного топлива для космических аппаратов, продуктом сгорания которого является вода. Именно воздух и вода, необходимые для путешествий в дальний космос, а вовсе не золото являются целью тех, кто попытается воплотить фантастику в реальность в ближайшие годы. Разработку астероидов главного пояса ряд молодых горнодобывающих компаний планируют начать уже в 2016 году. Немалый интерес к этим стартапам уже проявили «серьёзный» бизнес, а также NASA.

Правительства верят в будущее астероидных миссий: в том же NASA активно разрабатывается проект отправки человека на астероид в следующем десятилетии, продолжением которого станет высадка на Марс в 2030-е годы. Издержки, конечно, кажутся непомерно высокими, но ворчунов успокаивают тем, что новые умения, приобретённые в результате этих миссий, однажды могут спасти человечество от участи динозавров, которых, как думают многие в научном мире, погубил гигантский камень из космоса, врезавшийся в Землю. «Мы все – метатели», ― гласит надпись на сайте компании Deep Space Industries (DSI), рядом с изображением похожей на колесо межпланетной станции, пришвартовавшейся к такому вот камню. В начале 2016 года эта фирма планирует послать в качестве дополнительной нагрузки на нескольких ракетах-носителях небольшие спутники, размером меньше бытового тостера, для проведения разведки подходящих астероидов. В том же году свои аппараты планирует запустить и компания Planetary Resources.

Фигурально выражаясь, если сравнивать Солнечную систему с плодовым деревом, то астероиды «висят» на самых нижних её ветвях, уверен американский аэрокосмический инженер, один из основателей Planetary Resources Эрик Андерсон (Eric Anderson). «До них не так сложно добраться, и их не так сложно покинуть», ― отмечает он.

Среди тех, кто поддерживает инициативы Андерсона и его коллег ― сооснователь Google Ларри Пейдж и знаменитый аэрокосмический энтузиаст, глава группы компаний Virgin Ричард Брэнсон, а также компания Deep Space Industries (DSI).

«В конечном счёте мы станем оазисом, где вы сможете получить воздух и топливо. Или своеобразной бензоколонкой на орбите, ― говорит председатель совета директоров Deep Space Industries Рик Тамлинсон (Rick Tumlinson). ― Вы также сможете взять шлак, который станет отходом этой реакции, и использовать его для строительства зданий и защитных сооружений на вашей новой планете».

В планах фирмы есть и ещё более грандиозная идея: вслед за спутниками-«фотографами» и «бурильщиками» примерно в 2019 году послать в астероидный пояс такой аппарат, который сможет «угонять» наиболее перспективные астероиды на околоземную орбиту, где их разработка представляется более лёгким делом. В этом случае можно будет говорить уже не только о «бензоколонке», но и о добыче металлов для космических конструкций, считает исполнительный директор DSI Дэвид Гамп (David Gump).

Что самое интересное, подобные идеи высказываются учёными и в нашей стране. Только они предлагают не «разбирать» астероиды на полезные ископаемые, а колонизировать их – или даже использовать как транспорт.

К примеру, в ходе прошедшего недавно в Новосибирске форума «Технопром» директор Института биофизики Сибирского отделения РАН Андрей Дегерменджи выразил мнение, что внутри этих малых небесных тел можно создать замкнутые экосистемы, обеспечив при этом необходимую гравитацию приданием объекту вращательного импульса. По его словам, многие технологии замкнутых экосистем можно отработать на Земле, постепенно повышая их степень замыкания.

А руководитель Проектно-исследовательского центра ФГУП ГКНПЦ имени Хруничева Сергей Антоненко отметил, что существует немало астероидов с вытянутыми орбитами, которые пролетают относительно недалеко от Марса или Юпитера.

«Их можно использовать как транспортное средство, как своего рода базу», – считает конструктор.

Антоненко добавил, что в более отдалённой перспективе колонизация этих объектов, как и, например, Марса приведёт к появлению нового вида человека из-за радикально иных условий, в частности, меньшей силы тяжести.

«Это будут существа, которые на Землю больше никогда не прилетят», – сказал он.

Источник: news.msn.com, www.interfax.ru