Дно антарктического озера напоминает раннюю Землю

Тонкий слой ила, вырабатывающий кислород на маленьком участке может являться точным аналогом первых фотосинтезирующих бактерий, которые когда-то начали насыщать атмосферу Земли кислородом.

Ученые из университета Калифорнии в Дэвисе (США), под руководством профессора Доуна Саммера (Dawn Sumner) внимательно изучили дно антарктического озера Фрикселл и пришли к выводу, что один из его участков очень напоминают покрытую водой поверхность древней Земли, в атмосфере которой еще не было кислорода. Результаты их исследования, изложенные в статье в журнале Geology, пересказывает сайт UPI.

Участок дна озера, о котором идет речь, покрыт тонким слоем ила — фотосинтезирующих бактерий, которые на свету, проникающем через толщу воды, вырабатывают кислород. Соответственно, в этом месте вода насыщена кислородом, в то время, как во всем остальном озере его нет. Бескислородными являются и другие водоемы в окрестностях Фрикселла, даже на тех участках, куда проникает солнечный свет.

Этот небольшой участок дна с фотосинтезирующим илом может представлять собой хорошую модель покрытой водой поверхности древней Земли, в атмосфере которой еще не было кислорода. 2,4 млрд лет назад эта ситуация резко изменилась — кислород (в форме озона, O3) вдруг появился у поверхности земли в большом количестве и поднялся в верхние слои атмосферы — это «Великое кислородное событие» запечатлено в геологических отложениях той эпохи.

Произошло это потому, что появились первые фотосинтезирующие бактерии, которые начали вырабатывать кислород. По-видимому, сначала они собирались как раз в такие маленькие островки, которые сейчас ученые наблюдают в озере Фрикселл.

«Наша теория состоит в том, что озера и реки были бескислородными, но сквозь толщу воды в них проникал солнечный свет, и маленькие объемы кислорода могли аккумулироваться на дне», — сказал профессор Саммер.

Теперь ученые собираются изучить, как фотосинтезирующий слой ила взаимодействует с окружающими этот «оазис» бескислородными слоями воды. Разобравшись в механизмах этого взаимодействия, ученые лучше поймут, что именно нужно искать в геологических отложениях эпохи «Великого кислородного события».

Бессточное озеро Фрикселл расположено в районе Земли Виктории на Антарктиде, на высоте 15 м над уровнем моря. Его длина составляет 4,5 км, площадь — 7 км², максимальная глубина — 19 метров. В исследовании дна озера Фрикселл в 90-х гг. принимали участие российские ученые из Института микробиологии РАН.

Напомним, что сейчас российская антарктическая экспедиция ведет исследование озера Восток в центре Антарктиды. Этот загадочный водоем тоже может скрывать в себе немало сюрпризов, в том числе ранее неизвестные науке формы жизни. В январе текущего года российским ученым удалось пробурить сквозь ледник, сковывающий поверхность озера Восток, первую скважину.

антарктическое озеро фотосинтезирующие бактерии фрикселл