ДНК рассказывает о древней истории: от неандертальцев до Чингисхана

С тех пор, как исследователи научились извлекать и анализировать ДНК наших далеких предков, многие загадки истории удалось решить. Но на самом деле, мы находимся ещё только в начале этого пути.

Молекула ДНК, хранящая нашу наследственность, на самом деле очень хрупкая. Но, пока человек жив, специальные ферменты предохраняют её от разрушения. Но стоит ему умереть, как кислород, бактерии и другие факторы берутся за дело, и ДНК быстро разрушается. Ещё в середине XX в. считалось, что по этой причине геном наших предков и те тайны истории, которые он хранил, для нас навсегда потеряны. Однако впоследствии оказалось, что это далеко не так.

Неандертальцы и другие наши предки

Шведский молекулярный биолог Сванте Паабо (Svante Pääbo), ныне занимающий пост директора Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, первым смог доказать, что, если хотя бы несколько клеток из тех триллионов, из которых состоит организм, избежали разрушения (например, в результате мумифицирования или быстрой заморозки), геном может храниться в них десятки тысяч лет. На то, чтобы выяснить это и добиться практических результатов, потребовались десятки лет. Обо этом Паабо подробно написал в своей увлекательной книге «Неандертальский человек: в поисках потерянных геномов».

Над расшифровкой митохондриального ДНК неандертальцев (митохондрии — органеллы, являющиеся «энергетическими станциями» клетки) Сванте Паабо и его команда работала с 1996 г., и в 2010 г. им наконец удалось добиться успеха, расшифровав геном этих древних родичей человека полностью, с помощью нового метода пиросеквенирования.

Это достижение, в частности, позволило разрешить давний спор между учёными: скрещивались ли неандертальцы с кроманьонцами, то есть Homo sapiens? Оказалось, что да, и у всех современных людей, живущих к северу от Сахары (включая, конечно, и нас с вами), есть от 1 до 3% неандертальских генов. Предки современного человека, переселившись из Африки, скрещивались с неандертальцами и, видимо, именно таким образом приобрели гены, отвечающие за более светлый цвет кожи и устойчивость к холоду.

Анализ ДНК древних людей позволяет не только проливать свет запутанные вопросы истории, но и открывать новые её страницы. Паабо и его коллеги взяли всего несколько маленьких косточек и зубов древних людей, найденных в Денисовской пещере на Алтае и открыли новый вид (или, возможно, подвид) древних людей, который назвали денисовским человеком. Оказалось, что «денисовцы» тоже скрещивались с Homo sapiens — следы их ДНК нашлись в генотипе коренных жителей Юго-Восточной Азии и Австралии.

Исследование ДНК древних людей также позволил выяснить, как в Европе распространялось земледелие. Воспринимали ли его охотники-собиратели от своих более «продвинутых» соседей, или были ими вытеснены? Анализ генома останков древних охотников и фермеров показал, что генами они обменивались между собой крайне мало, а значит, второй ответ правильнее.

Эхо империй

Но раскрывать тайны истории можно, анализируя и ДНК ныне живущих людей, в котором отразились многие драматические события прошлого. Ещё до того, как группа Паабо добилась успеха с неандертальцами, итальянский популяционный генетик Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza) сделал первую попытку реконструировать историю человечества, исходя из различных особенностей человеческих популяций. Начав с групп крови, он впоследствии также привлёк для анализа статистику распределения различных языков и генов. О полученный результатах он рассказал в своей книге «Гены, люди и языки», опубликованной в 2001 году.

Такой подход также позволил выяснить массу интересных вещей. Например, что всё человечество, за исключением обитателей Африки к югу от Сахары, происходит от одной маленькой группы колонистов, покинувшей Чёрный континент примерно 60 тыс. лет назад в поисках новых земель. (Как мы уже знаем, в колонизации им отчасти помогло скрещивание с неандертальцами.)

Спустя десятки тысяч лет большой след в нашем генотипе оставили завоевания Чингисхана. Оказалось, что распределение одной конкретной модификации мужской половой Y-хромосомы и в наши дни чётко совпадает с границами Монгольской империи, внутри которых её носителями являются примерно 8% мужчин. Учёные предположили, что изначальным обладателем этой особой хромосомы был сам Чингисхан, весьма любвеобильный по отношению к женщинам из покорённых народов. Журналисты окрестили Y-хромосому «Кодом Чингисхана».

Последствия более мирных отношений между народами изучили Питер Ральф (Peter Ralph) и Грэм Куп (Graham Coop) с кафедры эволюции и экологии и Центра популяционной биологии Калифорнийского университета в Дэвиса. Их сравнение маленьких участков ДНК жителей разных уголков Европы продемонстрировало, что любые два европейца из соседних стран, например, Бельгии и Германии, за последние 1500 лет имели от двух до 12 общих предков.

Другой интересный факт, обнаруженный в ходе этого исследования — большинство общих предков современных итальянцев жили 2500 лет назад, то есть во времена Римской республики, которая впоследствии разрослась до великой Римской империи. А в начале Средних веков Италия оказалась раздроблена на множество мелких государств, до самого XIX в. и вот вам результат: итальянцы из разных частей страны зачастую имеют между собой генетически меньше общего, чем с жителями других стран Европы.

А популяционные генетики из Оксфорда под руководством Питера Доннелли (Peter Donnelly), изучая геномы жителей разных частей Великобритании, наши как минимум 17 существенно отличающихся друг от друга групп (кластеров) — это следы волн завоеваний, которые на протяжении веков накатывались на Британские острова, начиная с кельтов и заканчивая норманнами.

Что дальше?

Всё это — только начало. Хотя разработаны эффективные методы секвенирования, мы только начинаем понимать, как работает наш геном. Только разобравшись с этим, можно действительно понять, чем мы отличаемся друг от друга и древних гоминид, таких как неандертальцы и денисовцы. А значит, и пролить свет на новые тайны истории, как древней, так и совсем недавней. Например, сейчас в научном мире активно обсуждается гипотеза заселения Европы тремя волнами переселенцев из российских степей. Так и хочется спросить — не водились ли в этих степях слоны?

homo sapiens днк неандертальцы

• Валерий, 22 июня 2015 г. 13:00:53

К завершению первого десятилетия нынешнего столетия, в среде научной мысли ведущих учёных целого ряда стран
    {историков, археологов, лингвистов, этнологов и других (сопряжённых с названными) профессий (в том числе, и - отечественных корифеев последних двух столетий)}
    сложились историко-этно-лингвистические взгляды на формирование и развитие Земного Человечества, с которыми (подходя к ним со стороны Древнего Знания),, - сложно согласиться.
    Вот, они:
    І. Формирование и развитие Земного человечества.
    1.1. Люди на Земле сформировались - после отделения от человекообразных обезьян (в основе чего, - у обоих подвидов приматов, - был общий предок), - порядка 7 - 6 миллионов лет назад.
    1.2. Люди (современного вида) на Земле сформировались порядка двух миллионов лет назад - в Африке (в основном, - в её южных районах).
    1.3. В Европу человек пришёл через Северную Африку, - порядка миллиона лет назад, - в виде «гейдельбергского человека»; затем, - через стадию неандертальца, - ставшего в Европе - прародителем - (или - одним из прародителей) человека современного типа - неоантропа.
    Один из «учёных» перлов: « … И вот тут наступает время «Х» - 500 тыс. лет назад, происходит раскол единой популяции гейдельбергского человека на северную, европейскую (от которой, около 180 тыс. лет назад, происходят первые неандертальцы [?)], и южную, африканскую (от которой около 160 тыс. лет назад, - происходят первые сапиенсы [?])
    Генетический обмен между северными и южными гейдельбергами прекращается около 500 тыс. лет назад. А окончательное оформление двух полностью [?] разумных видов людей с огромным мозгом (неандеров и нас) - заканчивается 50 тыс. лет назад,, - когда полностью перестают попадаться останки с пережиточными гейдельбергскими чертами».

ІІ. Заселение Евразии. Формирование арийской расы.
    2.1. Появление в Евразии представителей гаплотипов R1b (тюркоязычного населения) и R1a (арийского, в том числе, - славянского населения).
    2.2. Формирование прародины арийцев:
    - вариант Малой Азии (Анатолии);
    - вариант Карпатской прародины.
    2.3. Баски - как представители R1b. Создатели мегалитической культуры, культуры колоколовидной керамики. Вытеснение R1a, - на юг (Южный Урал, Иран и Пакистан). Приход ариев в северную Индию. Разгром дравидийской Мохенджо-Даро.
    2.4. Заселение угро-финнскими племенами (наследниками «уральской расы») территории от Урала до Балтики - последние десять тысяч лет. Появление угрофиннского языка в Фенноскандии и на побережье Балтики - V тыс. лет назад до н.э., - как представителей Комплекса ЯГК (ямочно-гребенчатой керамики).
    2.5. ЯГК - как бренд угрофиннов. Льяловская культура - дочь Верхневолжской культуры, и - возможная мать волосовцев.
    2.6. Волосовская т культура - наследница Волжско-Камской культуры ІІ тыс. до н.э..
    2.7. Кто такие, - «фатьяновцы» и «балановцы»; и какое отношение они имеют к «абашевцам», «поздняковцам», «атликасинцам», «чирковцам» и сейсмино-турбинским племенам? Почему такая путаница - в «научных» умах?
    2.8. Что такое, - культура «текстильной керамики», и какое отношение она имеет к формированию прибалтийского финнского населения? Почему ананьинская культура является - первоклассным пластификатором формирования многих народов Русской Равнины?
    2.9. Кто такие, - «восточные Славяне», откуда они появились, чем отличаются от славян западных и южных? Кто такие, - русские? Как так получилось, что - и народа (вроде) не было; да и - сами: то ли - выходцы из «балтославян»; то ли - сарматы со скифами; то ли - скандинавы с «ушкуйниками», - а вот, - подишь ты, - умудрились язык такой могучий - и породить, и - развивая, - сохранить, - что всех соседей под себя подмяли … ?
    2.10. Что собой представляют «кухонные кучи», и какое отношение они имеют и к предкам восточных славян? Арийцы в Европе, - это: «ямники», «катакомбники», «срубники», или, - нечто, - иное?
    2.11. Что (всё-таки) представляют собой, - месопотамские народы? Кто такие - шумеры? Хурриты и хетты? Так кто (на самом деле), - носитель митаннийского языка? И поучаствовали ли хетты, - в формировании Древней Греции, или, - это были представители пеласгов (наряду с восточными славянами и выкормышами Средиземноморской культуры)?
    2.12. Кто такие, - «гараманты», и имеют ли они отношение к «пандавам»?
    2.13. Так что это, - за «хиксосы», - правившие (двести лет) - в Древнем Египте? И каковы для Египта (и не только, - для него), - последствия этого правления?
    2.14. Откуда (всё-таки) появилась великая Древнеегипетская культура; и - крайне загадочная (однако просуществовавшая в Европе, без малого, - четыре с лишним тысячелетия), - великая Южная Средиземноморская культура? И кто, такие, - племена: культуры линейно-ленточной керамики; накольчато-ленточной керамики; «Трипольской» и «Усатовской» культур (наконец)?
    2.15. Что собой представляют: Атлантическая цивилизация? Гобийская цивилизация? Антарктическая цивилизация? Гиперборейская цивилизация? Арийская цивилизация? И - наше место - под Солнцем?
    Ответами на все эти вопросы (и далеко, - не только, - эти) и стала моя двухтомная книга: «История индоевропейского этноса и восточных славян».
    ІІІ. И наконец, - последнее, и - самое главное: нужно ли Человеку - развиваться, - изучая (наряду с этим), - Древнее Знание света?

Руководствовался - в подготовке указанного труда, - собственной мыслью: «… Нереальным, - является только то, что (фактически), - иллюзорно.. За всем, остальным, - стоит Реальность
    {пусть и окутанная, - авидьей (в значении: не знания, не понимания)};
    А, во-вторых, - кто возьмёт на себя {не принудительно, - а доказательно (для других)}, - функцию определения, что есть - заблуждение: для кого, и - в чём?»
    А также, - словами Шопенгауэра, - предпосланными мною, - в качестве эпиграфа, к «Истории …»:
    «Если какая-нибудь вещь, не есть, что-нибудь, - из того, что мы - знаем; то она (конечно), - для нас (вообще), - ничто. Тем не менее, отсюда (ещё) не следует, что она (абсолютно), - ничто; что она должна быть, - ничто; и со всякой (возможной), - точки зрения; и во всяком (возможном) смысле. Нет, - отсюда следует только, - что мы ограничены (совершенно) отрицательным знанием об этой вещи. А причина этого, вполне может лежать, - в ограниченности нашей точки зрения …»
    Крайне разумная мысль, которую понимали, - великие; и до которой, - недоросли, - наши некие «учёные», - руководствующиеся - корпоративной моралью, и - отторжением всего, - что не вяжется с их восприятием «очевидных истин», - - подчас (даже) не ими, - добытых ….
    Если (кому-нибудь) это интересно, - готов отправить указанный текст, - по предложенному (Желающими) адресу.

Что же, касается, неандертальцев, то:
    1. Помогающая Земле инопланетная цивилизация, разместила неандертальцев 400 000 тысяч лет назад (именно), для заселения нового материка (поднявшегося 400 000 лет назад из Атлантического Океана, в процессе продолжающегося раздвижения Атлантического хребта), основной территории Европы
    {ибо, северо-западные части её (Исландия, часть Ирландии и Северной Англии, Шотландия, северо-западная Скандинавия), уже существовали, - в составе сохранившейся (после потопления Атлантиды) части её земель}.
    Позже, - неандертальцы расселились от Испании до Южной Сибири. Генетические исследования учёных из Института Макса Планка (Мюнхен) показали, что от 1% до 4% геномов современного человека достались ему от неандертальцев. «Мы можем с определённостью утверждать, что между неандертальцами и людьми произошёл (между 50 000 и 80 000 лет назад) трансферт генов», заявил Ричард Грин (профессор бимолекулярной инженерии из калифорнийского университета Санта-Крус). И произошло это, во время первого движения будущей индоевропейской расы, из Южной Азии в районы Ближнего Востока, - в пределах пятидесяти тысяч лет назад. В то же время, гены современного человека не были обнаружены в ДНК неандертальцев, - до 44 тыс. лет назад (в частности, в костных останках неандертальца, -обнаруженного в пещере Vindija, в Хорватии, - которые датируются 38 – 44 тысячелетиями).
    Специалисты полагают, что неандертальцы [?]
    [а я убеждён, что (прежде всего), - старания Духовной Иерархии планеты Земли
    {ибо и сами, неандертальцы, - плоды генной инженерии на земных приматах, - сохранившихся, после крайне длительного периода промежуточной пралайи между Четвёртой и Пятой расами (850 000 — 750 000 лет назад)}
    могли ускорить эволюцию современного человека: общность ДНК (между двумя подвидами людей), коснулась некоторых генов, связанных: с познавательными способностями человека; метаболизмом; строением черепа, ключицы и грудной клетки. При этом, - геном человека из Южной и Западной Африки, Новой Гвинеи, Франции и Китая, содержит такое же количество генов шимпанзе, как и, - неандерталец, - 98 %.
    В то же время, в связи с прогрессом, именно, - той человеческой ветви, - которая привела к появлению Хомо сапиенс (современного человека), дальнейшее смешение двух (существующих в Европе) человеческих рас
    {с учётом того, что за триста с лишним тысяч лет неандертальцы ( хотя и родили порядка 30 своих различных типов), так и не поднялись, выше «мустьерского человека»}
    становилось, - нецелесообразным. И Духовная Иерархия Земли приняла меры.
    По утверждению доктора исторических наук П.М. Золина, - «у восточных славян совсем другая история снипов. С неандертальцами они пересекались - последний раз (получив «М89»), - примерно, 45 тысяч лет назад. С тех пор, - пути их разошлись».
    Следующие генетические изменения восточных славян произошли 38 тыс. до н.э.: «к этому времени, прямой предок восточных славян, мутировал ещё раз и, - стал носителем маркера «М9», - маркера (так называемого), - евразийского клана».
    {В результате (и этих), мутаций, произошло то, что произошло, - миллионами лет раньше, - когда продолжающееся спаривание атлантов с животными (породившее человекообразных обезьян), да и с самими человекообразными, - потомства (уже) не давало. И именно, поэтому (после 44 тысячелетия), в ДНК неандертальцев, гены современного человека так и не были обнаружены; а в геномах современного человека, от неандертальцев, достались ему, только, - от 1% до 4%, - от их общего количества}].
    2. Неандерталец представлял собой, - иной вид человека, нежели, - неоантропы, и был существом с относительно большим широким туловищем (обладавшим бочкообразной грудной клеткой), короткими конечностями и небольшим ростом (от 164 см. и ниже). Но (при этом), имевшим значительно больший объём мозга (нежели, - современные ему, - неоантропы).
    Существо, это, проживало в пещерах, гротах и скальных навесах, - над пещерами; обладало (от 60 — 50 тыс. лет назад), - языком; обладало, - каменными орудиями и инвентарём; питалось пищей животного происхождения; занималось наскальной (в основном, пещерной) живописью; и выполняло (уже), - религиозные обряды, - с использованием чурингов (гравированные гальки или орнаментированные куски дерева).
    Характеристика неандертальца дана по его (наиболее распространённой) культуре, - мустьерского времени; когда он заполонил (практически) почти всю (без северных областей) Евразию.
    {Смена неандертальских эпох (в чистом виде) представлена на территории Испании и Южной Франции: ашель — мустье — селета — граветт — солюре — мадлен — астурий — кухонные кучи}.
    Однако, прошло время, и существо, это
    {без энергетической подпитки (последних тысячелетий своего существования), - со стороны, - породивших его; и}, -
    в условиях неумолимого сокращения жизненного пространства (отбираемого, Хомо сапиенс); также (неумолимо), - деградировало; завершив (повсеместно) свою эпопею, - культурой кухонных куч (в частности, - на юго-восточном побережье Испании, - кухонные кучи датированы, - 2500 годом до н.э.).
    Культура кухонных куч, это, - скопления раковин съедобных моллюсков и др. пищевых отбросов, - достигающие 100 — 300 м длины и 1 — 3 м высоты (Дания), и содержащих, - по нескольку сотен, - человеческих захоронений (в основном, - в скорченном положении, - лёжа на боку).
    Характерны, - оббитые нешлифованные каменные орудия (макролитические топоры, трапециевидные наконечники стрел), костяные и роговые острия, долота, топоры, рыболовные крючки, рукояти; появляется керамика - толстостенные остродонные посуды, миски. Хозяйство - рыболовство, охота, ловля моллюсков.
    Валерий