Нанотрубки защищают ДНК от окисления

Американские учёные доказали, что углеродные нанотрубки защищают ДНК от оксидативного стресса

Исследователи из американского Национального института стандартов и технологий доказали, что одностенные углеродные нанотрубки помогают защитить молекулы ДНК от окисления. Однако пока такой эффект зафиксирован только в лаборатории, но не in vivo.

«Наше открытие не говорит, полезны или вредны углеродные нанотрубки для человека и окружающей среды. Однако полученные результаты помогают лучше понять механизмы взаимодействия нанотрубок с биомолекулами», – заявил один из исследователей Элайджа Петерсен (Elijah Petersen).

Углеродные нанотрубки – свёрнутые в цилиндры листы графена – обладают выдающимися оптическими, механическими, термическими и электронными свойствами. Они используются для создания новых материалов, улучшения сенсоров и доставки лекарств к определённым органам в теле человека. Однако всё больше и опасений относительно их вреда для человека и природы. Российские учёные недавно классифицировали нанотрубки как умеренно опасные.

В новом исследовании изучалось воздействие ультразвука на раствор олигомеров (фрагментов ДНК) с и без нанотрубок. Ультразвук может расщеплять молекулы воды на реактивные гидроксильные радикалы и пероксид водорода, которые схожи с окислителями, угрожающими материнской клетке ДНК. При помощи эксперимента, учёные пытались понять, уменьшают или увеличивают нанотрубки окислительный стресс.

Вопреки предположению, что нанотрубки будут повреждать биомолекулы, с которыми они контактируют, оказалось, что они как раз снижают повреждаемость ДНК. Возможно, углеродные нанотрубки являются поглотителями, то есть связывают окислители и предотвращают их взаимодействие с ДНК. Дело в том, что схожий эффект имеет акцептор радикалов диметилсульфоксид. Его сочетание с нанотрубками ещё больше усилило защиту ДНК от окисления.

Источник: www.nist.gov