Оригами и штрих-код вдохновили биоинженеров

В Гарварде улучшили метод флуоресцентной микроскопии, соединив идеи штрих-кода и оригами

Уже не первый год учёные используют метод штрихового кодирования ДНК. Флуоресцентная микроскопия заключается в применении особых веществ, которые связываются с теми или иными молекулами. Однако она ограничена двумя факторами: цветов флуоресцентных веществ в наличии всего три-четыре, и они нередко становятся размытыми.

Однако цветовые точки можно организовать в геометрические фигуры или линии, количество комбинаций которых практически неограниченное. Это позволяет увеличить число молекул или клеточных структур, которые учёные наблюдают в образце за счёт различения цветов.

Технология ДНК-оригами работает по обыкновенному принципу двойной спирали, в которой молекулярное основание A (аденозин) связывается только с T (тимином), а С (цитозин) – только с G (гуанином). Исходя из этого, длинная цепь ДНК программируется на самосборку из коротких цепей в заранее определённые формы, как оригами.

К этим сложным наноструктурам ДНК исследователи могут присоединять флуоресцентные молекулы. В итоге ДНК-оригами позволяет создать большой набор «штрих-кодов» всего с несколькими разными флуорофорами и таким образом разглядеть сразу большое число клеточных структур.

«Важнейшее достижение этого метода – внутренняя стойкость создаваемых наноструктур ДНК, она удерживает флуоресцентную схему на месте без участия сторонних сил. Это даёт возможность применять метод для изучения клеток в естественной среде», – рассказал Пэн Инь (Peng Yin) из Института Висса в Гарвардском университете, чья статья опубликована в журнале NatureChemistry.