Источник фото: кяхтинские вести

6 ноября 1865 года родился Дмитрий Николаевич Прянишников, основоположник отечественной научной школы в агрономической химии. Будущий доктор наук, действительный член Академии наук СССР рано потерял отца, он воспитывался матерью, которая получила лишь начальное образование. Своими усилиями он смог окончить Иркутскую гимназию, затем – естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Там на способного студента обратил внимание профессор Владимир Васильевич Марковников, он предложил Прянишникову по окончанию учёбы остаться при кафедре органической химии, но Дмитрий Николаевич решил сменить научную сферу и пошёл учиться в Петровскую земледельческую и лесную академию.

Дмитрий Николаевич продолжил работу на стыке наук  – сельского хозяйства и химии. Когда он исследовал превращение белковых и других азотистых веществ в растениях, его интересовала не только теория, но и то, как эти знания можно применить.  Он пытался понять, могут ли азотистые вещества повлиять на рост и развитие растений. Так он пришёл к идее о применении азотных удобрений.

Ученый разработал научные основы применения минеральных, фосфорных удобрений, проводил опыты по культивированию различных растений, усовершенствовал методы изучения их питания, анализа почв. Его предложения всегда были аргументированными, ведь он перенимал лучшие практики не только учёных своей страны, но и учился за границей. Его предложения особенно пригодились во время Великой Отечественной войны. Он руководил обследованием земель с целью расширения сельскохозяйственных угодий. Благодаря его усилиям было выявлено и использовано более 13 миллионов гектаров земель, которые ранее не обрабатывались. Это сыграло большую роль в обеспечении Красной армии.

Научную работу Дмитрия Прянишникова отметили по достоинству. Он получил звание Героя Социалистического Труда «За заслуги в области развития агрохимии и за создание школы русских агрохимиков»,  Премию имени К.А. Тимирязева Академии наук СССР за работу «Азот в жизни растений и в земледелии СССР» и множество других государственных и научных наград.

Источник фото на главной странице: геоакадемия