Учёные выяснили, почему у динозавров изменилась походка

Причиной сгибания ног у динозавров и современных птиц стало не укорачивание хвоста, как считали ранее палеонтологи, а рост передних конечностей

Новые технологии помогли учёным из Королевского ветеринарного колледжа Великобритании совместно с коллегами из ряда других университетов Европы и Китая опровергнуть многолетнее заблуждение палеонтологии. С помощью реалистичных компьютерных моделей они весьма достоверно определили, почему динозавры, а вслед за ними и современные птицы стали ходить на полусогнутых ногах.

В модели использовались данные по скелетам 17 живых и вымерших организмов – динозавров, крокодилов и птиц. Считается, что около 245 миллионов лет назад крупные рептилии (архозавры) были похожи в основном на современных крокодилов – с четырьмя относительно короткими ногами и длинным массивным хвостом. Но позже, примерно 10 млн. лет спустя, появились двуногие динозавры. От последних, в свою очередь, как полагали ещё создатели эволюционной теории, возникли птицы. В отличие от более поздних двуногих существ, особенно приматов (включая человека), нормальное положение бедра у птиц ближе к горизонтальному, чем к вертикальному.

Долгое время палеонтологи думали, что такое «осаждение» туловища на бёдра с течением эволюции у животных происходило по мере того, как хвост становился всё легче и короче. Но виртуальные эксперименты, проведённые под руководством британских учёных, показали, что это не так.

«Результаты удивили даже нас самих. Изменение центра масс и всей «осанки» динозавров произошло не из-за хвоста, а из-за увеличения передних конечностей. Некоторым ящерам и птицам они, понятное дело, служили для полёта, но те из динозавров, которые генетически ближе к птицам, обзаводились «длинными руками» для других целей – например, захвата добычи или выяснения, кому принадлежит та или иная территория», – рассказывает один из руководителей исследования, профессор Джон Хатчинсон (John R. Hutchinson).

По его словам, он и его коллеги не отрицают роль хвоста в балансировке тела животных. Однако компьютерное моделирование заставило исследователей задуматься о том, что их предшественники попросту не учитывали другие факторы, влияние которых было гораздо более существенным.

Источник: www.rvc.ac.uk