Динозавры могли быть теплокровными

Изучение костей млекопитающих даёт подсказку к пониманию физиологии динозавров

Везде, начиная с музеев и заканчивая голливудскими фильмами, динозавры изображаются как крайне активные животные, однако совершенно неясно, как они поддерживали свой образ жизни. Палеонтологи десятилетиями спорили о том, была ли физиология «нептичьих» динозавров сродни современным холоднокровным рептилиям или теплокровным млекопитающим. Новые исследования могут пролить свет на этот вопрос.

В ходе исследований развития и физиологии динозавров палеонтологи часто изучали микроструктуру костей. Поводом к спорам на эту тему послужили дуги задержки роста (ДЗР), выражающие ежегодное замедление, обычно связанное с холодным или сухим временем года, сопровождающимся нехваткой пищевых ресурсов. Эти же кольца присущи и динозаврам, а также таким животным, как ящерицы и крокодилы, температура тела которых обусловлена внешней средой, но редко наблюдались в костях эндотермов — животных вроде млекопитающих с постоянной высокой температурой тела. Однако в новом исследовании палеонтолог Майке Кёлер (Meike Köhler) и её коллеги из Автономного университета Барселоны сообщают о наличии ДЗР у жвачных животных, обитающих в регионах от тропиков до полюсов. Открытие европейских учёных может в значительной степени изменить контекст дискуссии о физиологии динозавров.

Однако Кёлер подчёркивает, что ДЗР находили в костях млекопитающих и ранее. Рост замедляется в неблагоприятных условиях у всех травоядных копытных млекопитающих. По словам Кёлер, приостановить потребности организма в энергетических затратах — наилучший способ справиться с холодным или сухим временем года. Приостановка вырабатывает ДЗР даже у теплокровных организмов и является древним механизмом выживания в тяжёлые времена.

По мнению Кёлер, это значит, что «нельзя ссылаться на ДЗР как на аргумент в пользу того, что динозавры не могли быть теплокровными». Собственно говоря, тип костной ткани, наблюдаемый между ДЗР динозавров, указывает на стремительный рост животных и устойчиво высокий метаболизм. Костная ткань динозавров неотличима от ткани современных теплокровных жвачных животных, говорит Кёлер, а это означает, что и динозавры были теплокровными.

Анатом Лондонского Королевского ветеринарного колледжа Джон Хатчинсон (John Hutchinson) заявляет, что исследование «вбивает гвоздь в гроб идеи о том, что обычно ДЗР у млекопитающих не проявляются как естественная составляющая их развития». И Хатчинсон согласен с тем, что исследование способно помочь нам глубже понять физиологию динозавров.

Отмечая, что спор о физиологии динозавров подразумевает учёт многих факторов — в том числе, гистологию и приспособляемость к быстрому перемещению, — Хатчинсон считает, что исследование Кёлер предоставляет дополнительные свидетельства в пользу эндотермии динозавров.

Источник: Брайан Свитек (Brian Switek), Nature.com