Что первично: перо или птица?

Великолепно сохранившаяся окаменелость даёт повод предполагать, что у всех динозавров были перья

Впервые перья возникли не у птиц. Самое разнообразное оперение — от простого пуха до сложных структур, используемых при полётах — вначале украшало динозавров, и только позднее его унаследовали птицы. Прекрасно сохранившийся молодой динозавр, обнаруженный в юрских слоях в Германии, является тому подтверждением, и не исключено, что все другие рептилии того времени также были местами покрыты нитевидными перьями.

С момента обнаружения в 1996 году пушистого звероногого динозавра синозавроптерикса палеонтологи выявили более 30 видов пернатых динозавров. Большая их часть — это целурозавры, неоднородная группа тероподов, включающая в себя не только грозных тиранозавров, дейнонихозавров с их серповидными когтями и необычного вида теризинозавров, но и птиц.

Однако из этого правила есть исключения. Вдоль позвоночных столбов у пситтакозавров и тяньюйлунов палеонтологи также обнаружили простые перистые структуры. Родство этих птицетазовых с птицами настолько же отдалённо, насколько и всех остальных динозавров, однако совсем недавно обнаруженные окаменелости указывают на то, что среди этих созданий перьевое покрытие тела было весьма распространено.

Среди всех подобных животных обнаруженный в Германии и описанный сегодня теропод Sciurumimusalbersdoerferi, возраст которого составляет 150 миллионов лет, выделяется признаками, позволяющими относить его к группе мегалозавров.

Мегалозавры являлись группой архаичных острозубых динозавров, стоящих у основания генеалогического древа тероподов, в значительной степени удалённых от разнообразных типов пернатых динозавров и ранних птиц, известных на данный момент. По мнению палеонтолога Оливера Раухута (Oliver Rauhut), это говорит о том, что простые перья были очень древней особенностью динозавров. По словам Раухута, волоски Sciurumimus очень похожи на простые структуры, выявленные у пситтакозавров, тяньюлунов и даже птерозавров — вымерших летающих рептилий, которые были ближайшими из всех сородичей динозавров. Широкое эволюционное распространение этой особенности свидетельствует о том, что протоперья, вероятно, появились тогда же, когда и сами динозавры.

Раухут уверен, что учёным предстоит найти ещё немало пернатых динозавров. Фокус состоит в том, чтобы отыскать образцы в мелкозернистых отложениях, способных сохранить перья ископаемых. Раухут считает, что «перья, вероятно, являются наследственной особенностью динозавров». В таком случае при изображении этих животных в кино и искусстве нам теперь придётся задуматься о том, какие перья их покрывали.

Источник: Брайан Свитек (Brian Switek), Nature.com