Алмазы открывают перспективы создания квантового интернета

Алмаз может более эффективно улавливать перепутанные квантовые состояния, чем другие материалы, выяснила группа голландских физиков

Если сегодняшняя электроника – царство кремния, то завтра на смену ему может прийти алмаз. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с работой группы физиков из университета нидерландского города Дельфт, опубликованной на днях в журнале Nature. Результатом исследования является возможность кодировать так называемые квантовые биты, или кубиты, в кристаллах алмаза, расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга.

Поскольку принцип кодирования, реализовать который стремятся разработчики квантовой техники, основан на так называемом перепутывании квантовых состояний, кубит может быть одновременно и единицей, и нулём. Его способность при необходимости переходить то в одно, то в другое состояние делает теоретически возможными и значительно более быстрые вычисления, и бесперебойную коммуникацию.

На практике кодирование кубитов пока удавалось осуществлять лишь в относительно малом количестве (абсолютный рекорд – 14), на близком расстоянии и с применением весьма редких материалов, таких, как иттербий или рубидий. Но голландские учёные обнаружили, что достичь того же эффекта позволяет алмаз, в котором «пробелы» в кристаллической решётке заполняются атомами азота, а не углерода. В отличие от ранних экспериментов, для которых требовался высокий вакуум или другие экстремальные условия, генерировать фотоны в таком алмазе можно фактически при комнатной температуре. К тому же в опыте голландцев использовались два кристалла, излучающие навстречу друг другу два одинаковых потока кубитов; встречаясь в стекловолоконном кабеле, получившиеся кванты вызывают взаимное перепутывание состояний, что позволяет не терять сигнал с увеличением расстояния.

алмазы квантовая революция квантовая физика нидерланды телекоммуникации