Численность выхухолей по Евразии не превышает 12 тысяч особей

С 1970-х годов количество этих животных сократилось почти в десять раз

Численность занесённой в Красную книгу русской выхухоли снизилась за последние десятилетия в десять раз, до 8-12 тысяч особей, сообщил РИА Новости заместитель директора Окского заповедника Александр Онуфреня.

Русская выхухоль является одним из самых крупных насекомоядных млекопитающих. Это околоводный зверь, предпочитающий небольшие замкнутые водоёмы в поймах рек. Некогда обитавшая почти по всей Европе, выхухоль в настоящее время сохранилась преимущественно в России, и лишь в небольшом количестве в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Это животное занесено в Красную книгу России и Международного союза охраны природы как уязвимый вид.

«Численность выхухоли сокращается катастрофически: она снизилась почти в десять раз с 1970-х годов, когда после учётов число особей оценивалось в 70 тысяч. В настоящее время по всему ареалу численность составляет 8-12 тысяч. Ареал обитания выхухоли также резко сокращается: на 80% за последние полвека, при этом ареал становится очаговым, разорванным», – сказал Онуфреня.

По оценке учёного, последние значительные популяции млекопитающего сохранились в месте впадения Клязьмы в Оку (граница Нижегородской и Владимирской областей) и на Рязанщине, включая сам Окский заповедник.

По словам директора резервата, можно выделить три периода резкого сокращения численности выхухолей. Первый этап связан с освоением гидроэнергетических ресурсов европейской части СССР (в основном Волги). Второй – с масштабной мелиоративной кампанией 60-х годов, в результате которой оказались уничтожены многие относительно небольшие озёра. Третий же наступил после распада Союза, ознаменовавшись потерей эффективности природоохранных служб и разгулом браконьерства.

«Виноваты дешёвые китайские пластиковые сети, которые рыбаки-браконьеры ставят и потом бросают. Мы со студентами за день снимали только забытых сетей три-четыре десятка, а ещё бросают оборванные сети. Это массовое браконьерство, которое ни с чем не сравнимо», – заметил Онуфреня.

браконьерство выхухоль гидроэнергетика мелиорация окский заповедник охрана природы редкие животные