Некоторым растениям опустынивание полезно

Как выяснили экологи, ряд пустынных растений при дальнейшем потеплении будет чувствовать себя только лучше

Засушливые экосистемы покрывают 41 % поверхности Земли. Они очень подвержены глобальным климатическим изменениям и опустыниванию. Однако, сообщает портал Phys.org, специалисты из Института демографических исследований в Ростоке Общества Макса Планка установили, что изменения климата даже благотворно влияют на некоторые растения. Статья об этом опубликована в журнале Philosophical Transactions B of the Royal Society of London.

Судя по существующим климатическим моделям, в засушливых регионах температуры будут расти ещё больше, дождей будет меньше – на первый взгляд, для растений это плохо. Однако метод предсказания судьбы растительных популяций, основанный на работе со среднегодовыми показателями температуры и осадков, не подходит для растений аридных регионов, где наблюдаются большие флуктуации этих показателей.

В засушливых регионах растения обладают особыми механизмами выживания.  Одни в дождливые годы производят спящие семена. У семян других есть своеобразный сенсор уровня дождей: они не развиваются долгие годы, пока влажность недостаточна. Преимущество таких растений в том, что за годы засухи менее стойкие виды освободили для них пространство. «Использование среднегодовых величин в предсказании популяционной динамики этих растений не отвечает физиологии этих растений, которая совершенно уникальна», – полагает эколог Роберто Сальгеро-Гомес (Roberto Salguero-Gómez).

Под руководством этого учёного было проведено долгосрочное исследование популяций двух пустынных растений в США и Израиле. Основываясь на полученных данных, климатической модели и методах демографии, специалисты разработали новую модель динамики растительных популяций. Получилось, что популяции этих двух растений даже лучше чувствуют себя в условиях опустынивания.

Неожиданным следствием этого может быть разработка новых стратегий долгосрочной борьбы с бедностью. Засушливые земли часто расположены в беднейших регионах планеты. Знание того, какие растения будут лучше развиваться в условиях потепления, а какие практически исчезнут, важно для местного населения, которое использует их в пищу.

адаптация общество макса планка опустынивание