Горы гораздо моложе, чем мы думаем

Многие горные цепи у океанских побережий образовались не 100-200, а всего 20-50 миллионов лет назад, считают датские геологи

Горные цепи, существующие у океанского побережья таких стран, как Норвегия, Бразилия или Индия, могут быть в несколько раз моложе, чем предполагалось ранее. Таков основной вывод научного исследования, проведённого группой датских геологов во главе с Петером Япсеном (Peter Japsen), пишут корреспонденты научно-популярного портала стран Северной Европы Science Nordic.

Согласно классической теории, более ста миллионов лет назад начали происходить значительные разломы и «разъезды» литосферных плит, составляющих земную кору. «Таяние» пород под воздействием внутренних температур вызвало опускание значительных участков суши, образовавшиеся впадины заполнились водой, и появились моря и океаны. На небольшом удалении от их побережья остались возвышенные участки суши – так называемые материково-окраинные горы.

Однако Япсен и его коллеги убеждены, что эти горы возникли в результате позднейших геологических изменений. «Мы думаем, что горы, которые теперь существуют вдоль этих берегов… сформировались намного позже, чем раскололись континентальные плиты. Им от 20 до 50 миллионов лет», – говорит датский учёный.

Свои выводы его исследовательская группа подтверждает результатами полевых исследований, в ходе которых в той же Бразилии на высоте порядка двух тысяч метров были обнаружены окаменелости морских животных и  растений. По мнению скандинавов, эти существа принадлежали именно тому, первичному океану, но затем их останки были подняты на несколько километров вверх в результате тектонического движения. То же самое произошло и с обширными почти равнинными плато, которые часто составляют значительную часть ландшафта материково-окраинных гор. Как указывает Петер Япсен, по своему строению эти плато напоминают долины рек, каковыми, вероятно, и являлись в раннюю геологическую эпоху.

геология горы тектонические процессы