Существование «денисовского человека» почти доказано

Древний человек, останки которого были найдены в алтайской Денисовой пещере, – ещё не новый вид, но наверняка ранее неизвестная популяция

Существование ранее неизвестной популяции древних людей, следы которой найдены в Денисовой пещере в Алтайском крае, не требует дополнительных доказательств, считает заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Михаил Шуньков (его слова приводит РИА Новости).

О том, что в Сибири до того, как её территорию заселили представители homo sapiens, обитал прежде неизвестный тип людей, исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Германии сообщили в журнале Nature в декабре 2010 года. Свои выводы учёные сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося в трёх образцах тканей древнего человека – фаланговой кости пальца и двух зубов, найденных в Денисовой пещере. По данным антропологов, новый тип людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тысяч лет назад.

На основе палеогенетических исследований также было доказано, что денисовцы внесли свой вклад в формирование человека современного физического облика, потому что определённый процент генома денисовца обнаружен в генах современного населения Земли.

Отвечая на вопрос о том, можно ли считать достаточными выводы, которые были сделаны на основании всего трёх находок, Шуньков заявил, что «дело не в количестве находок, а в тех результатах, которые получены».

«Для того, чтобы нового гоминида внести в научную номенклатуру как особый подвид homo sapiens altaiensis, по традиции, которая сложилась в антропологии, этого недостаточно. Для этого необходимо большее количество останков, чтобы восстановить его физический облик. Но то, что эти костные останки принадлежат ранее неизвестной популяции ископаемого человека, в этом уже никто не сомневается», – сказал учёный.

Он добавил, что с 2010 года, когда была опубликована первая научная статья, посвященная открытию денисовца (такое название получила новая популяция человека), в мировой научной печати не появилось ни одного сомнения или опровержения существования этой новой группы людей.

Как внешне выглядели представители открытой вымершей популяции древних предков, учёные пока не могут полностью установить. На основании палеогенетических исследований сделано предположение, что у них были карие глаза, каштановые волосы и смуглая кожа.

Шуньков затруднился ответить на вопрос, когда информация об открытой популяции древних людей попадёт в учебники.

«Важнее другое. Сейчас современный взгляд на формирование человека современного физического облика уже не может обойти проблему денисовского человека, не может не учитывать новую модель формирования homo sapiens, которая (благодаря археологическим находкам на Алтае) активно разрабатывается в нашем институте под руководством академика Анатолия Деревянко (директор Института археологии и этнографии СО РАН)», – сказал он.

генетика денисовский человек палеоантропология со ран