Трансгенные комары убивают своих сородичей

Генная инженерия помогла уменьшить на Каймановых островах популяцию комаров, переносящих лихорадку денге

В борьбе с кровососущими насекомыми, являющимися переносчиками опасных заболеваний вроде лихорадки денге, могут помочь их же генно-модифицированные сородичи. Об этом свидетельствуют результаты экспериментов британской биотехнологической компании Oxitec на Каймановых островах и в Бразилии.

В ходе опытов в дикую природу были выпущены трансгенные самцы комара Aedes aegypti, которые не кусали людей и не являлись переносчиками болезни, но сохраняли способность спариваться с самками, выросшими в естественных условиях. После появления потомства модифицированный ген вызывал существенное повышение его смертности ещё в личиночном состоянии. В результате на экспериментальных участках площадью около шести гектаров численность комаров удалось сократить на 80-90 процентов по сравнению с другими территориями.

«Это чрезвычайно вдохновляющий результат и первая наглядная демонстрация того, что на популяцию комаров можно воздействовать, выпуская трансгенных самцов», – сообщил научный директор компании Oxitec Люк Олпей (Luke Alphey) корреспондентам портала SciDev.

В то же время в британской экологической организации GeneWatch в эффективности подобного метода биологической борьбы сомневаются. Во-первых, для эффективного контроля популяций придётся постоянно увеличивать число генно-модифицированных особей, а во-вторых, существует риск, что некоторое количество их потомков не только выживет, но и приобретёт новые, благоприятные для болезнетворных бактерий и опасные для людей способности.

Бразильский энтомолог Констансия Айреш (Constância Ayres) из института Фиокруз Пернамбуку в безопасности технологии уверена, поскольку рассматриваемый ген не связан с этиологией лихорадки денге и вряд ли останется в природе после гибели личинок. Однако она отметила, что массовое внедрение метода может оказаться весьма затратным.

«Я думаю, это многообещающий инструмент, но мы ещё слишком далеки от того, чтобы использовать его в национальных профилактических программах. Масштабы производства комаров-мутантов пока ограничены, и это сдерживающий фактор. Вряд ли это можно осуществить в больших городах», – говорит Айреш.

По её словам, данный метод контроля популяций лучше использовать как запасной вариант при уже разработанной программе, например, в случае необходимости прекратить применение инсектицидов.

Впрочем, Oxitec уже планирует сооружение новых «производственных мощностей» и новые испытания, в настоящее время ожидая одобрения контролирующих органов Бразилии, Каймановых островов и Малайзии.

генная инженерия забытые болезни