Витрина Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева.Фото: Андрей Луфт / Научная Россия 

Витрина Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева.
Фото: Андрей Луфт / Научная Россия 

 

15 апреля отмечают День экологических знаний. Этот день появился после конференции ООН 1992 года, тогда в Рио-де-Жанейро обсуждались проблемы окружающей среды. В России к этому присоединились  в 1996 году благодаря общественным природоохранным организациям. В преддверии этого праздника проводятся уроки, акции, квесты и другие мероприятия по теме экологии с целью формирования экологической культуры.

Так, например, в рамках нацпроекта «Экология» при поддержке Минпросвещения России проводится экологическая акция. Для участия педагоги должны зарегистрироваться на сайте «Делай!», где получат доступ к методическим материалам и презентациям. После проведенных уроков учителя публикуют данные о них и получают заслуженные сертификаты.

Ольга Александровна Калашникова, старший научный сотрудник отдела экологии и физиологии Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, орнитолог, рассказала порталу «Научная Россия», почему важна эколого-просветительская деятельность:

«Я думаю, что сейчас очень важно говорить об экологии. Очень часто под словом «экология» понимают всё, что только можно, но что не относится непосредственно к экологии. Этим «грешат» даже ведущие телеканалов: «плохая экология», «хорошая экология». Экология – это наука, как и биология, как и география. Она не может быть плохой или хорошей. Она такая, какая есть.  Но могут быть нарушены какие-то экологические условия среды.

В нынешних реалиях мы, человечество, не можем отказаться от изучения и экологических катастроф, и вопросов, которые с ними не связаны. Классический пример: когда на Дальнем Востоке случился массовый мор беспозвоночных животных и даже некоторых птиц. Сначала люди думали, что виной заводы, предприятия, а оказалось, причина вполне естественна – красные приливы – вспышка численности одноклеточных организмов, которая и привела к такой массовой гибели всего остального. Поэтому очень важно понимать, где действительно оказывает влияние человек, а какие события происходят без его участия.

Ольга Калашникова,Фото: Андрей Луфт / Научная Россия 

Ольга Калашникова,
Фото: Андрей Луфт / Научная Россия 

 

Численность человечества становится очень большой, свыше 7 миллиардов. Хотелось бы, чтобы на планете жил не только Человек разумный, но и какая-то другая живность. Для того, чтобы это всё как-то взаимодействовало, конечно, нужны серьёзные знания. Для этого в школе и изучают биологию, химию, географию, историю, физику. Всё это ложится в эти самые экологические знания, которые в дальнейшем решают какие-то более глобальные проблемы. Но на самом деле, мы можем решать и не только глобальные проблемы, но и очень частные, такие как проблемы мусора. В связи с этим и начинаются какие-то подвижки: раздельный сбор мусора, вторичное использование тех или иных каких-то предметов, это и проблемы потребительства…».

Государственный биологический музей им. Тимирязева ведёт и свою эколого-просветительскую деятельность. Ольга Калашникова прокомментировала: «У нас есть такая экскурсия, которая называется «Жизнь мусора», где мы учимся с детьми разделять отходы. Как показывает практика, не у всех это сразу получается. Учимся читать этикетки, узнаём, что означает та или иная цифра, что годится к вторичному использованию, что не годится. Плюс ко всему у нас проводятся традиционные праздники «День воды», «День Земли», «День водно-болотных угодий», где обязательно говорится о важности: для чего нужны те или иные животные, потому что в XXI веке мы уже не должны говорить: «Давайте истреблять волка, потому что он такой некрасивый и опасный, а мыслить более масштабно и на несколько шагов вперёд».

 

 

Подготовлено на основе материалов из открытых источников.

Источник фото на главной странице: 123rf.com