Олени Европы еще не пересекают границы "железного занавеса"

"Железный занавес" пал 25 лет назад, но судя по всему, оленям об этом никто не сказал. Как показало новое исследование, спустя четверть века после падения коммунизма в Восточной Европе олени, живущие в приграничной зоне между Чехией и Германией, по-прежне

Исследователи, изучившие миграцию 300 оленей, пришли к выводу, что они предпочитают оставаться по одну сторону границы. Один из ученых заявил Би-би-си, что олени далеки от идеологии, "они просто очень консервативны в своих привычках".

В годы холодной войны заграждения из колючей проволоки, через которую был пропущен ток, делали границу между Чехословакией и Западной Германией непроходимой для животных. На границе тогдашней Чехословакии были установлены три ряда таких заграждений, патрулировавшихся вооруженными пограничниками. В те годы при попытке бежать через эту границу на Запад были убиты почти 500 человек.

Исследователи следили за миграцией оленей с помощью надетых на животных ошейников, оснащенных приборами GPS-навигации, сигнал которых принимал и обрабатывал компьютер. Биолог Павел Шустр, руководивший этим семилетним проектом, говорит, что чешские и баварские олени по-прежнему не пересекают границу, хотя теперь это просто лес без каких-либо барьеров или заграждений. "Было удивительно впервые узнать, что такое вообще возможно, - говорит Шустр. – Но граница для них - по-прежнему на замке, и это надежно разделяет две популяции".

По его словам, это еще более удивительно потому, что средняя продолжительность жизни оленя – 15 лет, и ни одно из ныне живущих животных никогда не видело заграждений советского времени. Ученые считают, что оленята в первый год жизни следуют за своей матерью и у них вырабатывается постоянный маршрут миграции, вследствие чего ареал их проживания остается неизменным от поколения к поколению.

czech_deer_iron_curtain