Микробы: слишком много или слишком мало?

Новое исследование немецких учёных выявило в 15 раз меньше микроорганизмов на дне морском, чем предыдущие оценки

На Земле обитает гораздо меньше микроорганизмов, чем предполагали ещё 15 лет назад – к такому выводу пришли немецкие учёные, анализируя состав «населения» у нижней границы жизни – в породах океанского дна. Об этом сообщают корреспонденты электронной версии журнала Nature.

В середине 90-х годов прошлого века американский микробиолог Уильям Уитмен (William Whitman) подсчитал, что под водами мирового океана насчитывается в общей сложности 35,5·1029 (3550 октиллионов по «короткой» шкале) различных одноклеточных существ. Однако его германские коллеги из университета Потсдама под руководством Йенса Кальмайера (Jens Kallmeyer) существенно уменьшили эту цифру. По их модели, она равняется 2,9·1029, что примерно в 15 раз меньше предыдущей оценки. Общее же число простейших на нашей планете, таким образом, оказывается в интервале между 9,2 и 31,7 с тем же порядком, уменьшая результаты практически всех более ранних расчётов наполовину.

До Кальмайера океанологи избирали предметом своих исследований богатые питательными веществами прибрежные области, где происходит подъём холодных глубинных вод на поверхность моря. Он же обратил внимание на так называемые «подводные пустыни», такие, как Южно-тихоокеанский круговорот – одна из наиболее безжизненных акваторий во всём мировом океане.

Другой немецкий микробиолог, Кай Уве Хинрикс (Kai-Uwe Hinrichs) из Бременского университета, в настоящее время также находится в экспедиции по изучению одноклеточного живого мира на больших глубинах. По его словам, модель потсдамцев вызывает больше доверия, поскольку при своём анализе содержания углерода в микроорганизмах они учли грандиозную нехватку питательных веществ в донных осадках. Уитмен же полагался на допущение, что все микробы на Земле похожи на «счастливые», по выражению Кальмайера, клетки лабораторной культуры, которые «вырастают большими и толстыми».