Даты ранних катастроф в истории Земли поставлены под сомнение

Ученые установили, что образцы циркона, извлеченные из лунного кратера, не показывают время образования спутника Земли.

Группа ученых под руководством профессора Аарона Кавозье (Aaron Cavosie) из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) проанализировала куски циркона с поверхности Луны и пришла к выводу, что эти кристаллы не могут являться надежным образцом для датировки событий, происходивших в ранней истории Солнечной системы. Об исследовании рассказывает портал eScienceNews.

Кристаллы циркона, сохраняющиеся феноменально долгое время, часто используются для изучения наиболее ранних катаклизмов, происходивших в Солнечной системе. Одним из них является огромное по мощности столкновение, в результате которого от Земли откололся кусок, образовавший Луну. Считается, что это событие произошло, когда нашей планете было всего 50 млн лет. Другим значимым катаклизмом в истории Земли считается серия метеоритных ударов, произошедшая около 4 млрд лет назад и создавшая поистине адские условия на планете.

Оба события широко признаются научным сообществом, но они до сих пор находятся в статусе гипотезы, поскольку геологам не удается установить более-менее определенно их даты. Ответы на эти вопросы ученые ищут в кристаллах циркона, извлеченных из лунного кратера в 1970-х годах во время экспедиции НАСА «Аполлон».

Дело в том, что со временем в кристаллах циркона накапливаются изотопы свинца, образующиеся в процессе радиоактивного распада урана. Скорость этого процесса известна, и благодаря этому ученые, используя период полураспада урана, вычисляют, как давно имел место тот или иной геологический процесс.

Если считать, что частички циркона были отколоты вместе с породой в результате удара астероида, то на «изотопных часах» должен был произойти «сброс» времени отсчета, и количество накопленного свинца должно было помочь определить срок этого события. Прежние исследования образцов с Луны показали дату от 3,9 до 4,3 млрд лет назад.

В ходе исследования ученые сравнили добытые образцы с кристаллами, найденными в Южной Африке, и установили, что циркон, извлеченный из лунного кратера, имеет тот же возраст, что и породы, в которых он формировался — он чуть больше 1 млрд лет. Поэтому лунный циркон, к сожалению, не может рассматриваться в качестве непогрешимых «изотопных часов», по которым можно было бы сверять даты геологических событий.

По словам исследователя Джона Валлея (John Valley) из университета Мэдисона, большинство земных цирконов находятся в граните, и они формируются в результате тех же процессов, что и сам гранит. Из-за этого ученые надеялись при помощи лунных цирконов подсчитать возраст воздействия, образовавшего некогда спутник Земли.

Вопрос о том, «сбрасывает» ли циркон свои изотопные часы при ударе метеорита был спорным. В течение долгого времени ученые полагали, что это действительно так. «Так иногда происходит, но то, что люди считают "сбросом" часто таковым не является», — уточняет профессор Кавозье.

Ранее портал Научная Россия также писал о том, что исследование наносфер свинца внесло поправки в геохронологию Антарктиды.

катастрофы луна цирокон