Не только на фотографиях, но и на многих известных полотнах живописцев зафиксированы вполне конкретные мгновения, которые можно датировать с точностью до минуты. Так, как это делает профессор физики, астроном Дональд Олсон (Donald Olson) из США.

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — писал великий Гете. Бродский почти два века спустя уточнил: «...не столь прекрасно, сколько ты неповторимо». Так или иначе, одной из главных задач искусства является как раз фиксация прекрасных, неповторимых мгновений, которые и спустя века будут вдохновлять людей. Особенно это касается визуальных искусств, таких как живопись и фотография.

«День победы над Японией на Таймс-Сквер»

Эта фотография Альфреда Эйзенштадта, сделанная 14 августа 1945 г. на Таймс-Сквер в Нью-Йорке и известная также под названиями «Поцелуй» или «День Победы» стала в США, да и, пожалуй, и во всем западном мире, символом окончания Второй мировой войны — как у нас знаменитый снимок Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом.

Между тем о знаменитом снимке Эйзенштадта известно на удивление мало. До сих пор продолжаются споры относительно идентификации главных героев снимка — моряка и медсестры, которую он целует. Одни утверждают, что это Гленн Макдаффи и Эдит Шейн, другие называют имена Джорджа Мендосы и Греты Циммер. Точное время, когда был сделан снимок, автор тоже не помнил. Это совсем неудивительно, поскольку на Таймс-Сквер после объявления о победе царила веселая суматоха, и фотограф сделал в толпе множество снимков.

Олсон решил восполнить этот пробел. Вместе со своими коллегами Стивеном Кавалером (Steven Kawaler) и Расселом Дошером (Russel Doescher) он в течение четырех лет кропотливо изучал старинные карты, аэрофотосъемку и планы кварталов Тамс-Сквер и окрестностей, чтобы построить точную копию застройки этого района, такой, какой она была в середине 1940-х.

Затем по тени, которую шпиль отеля «Астор» отбросил на здание Loew’s — эту тень в правом верхнем углу фото заметил в 2000 г. один наблюдательный интернет-пользователь — Олсон и компания установили, что «азимут Солнца должен был составлять 270°, а высота над горизонтом +22,7°», что эквивалентно 17:51 по Восточному военному времени (EWT), действовавшему в США с 1942 по 1945 годы. О своем открытии Олсон написал статью в журнал Sky&Telescope.

Это достижение также косвенным путем помогает более точно установить личности матроса и девушки — теперь ясно, что ими могли быть только люди, находившиеся в данной части Таймс-Сквер в указанное время.

«Восход Луны» и другие шедевры

Это уже не первый подобный успех Олсона. Ранее он уже успешно определил время создания многих шедевров, например, «Восхода Луны» Ван Гога. Эта картины долгие годы вызывала споры среди искусствоведов. Изображенная на ней Луна, встающая из-за горной вершины, имеет необычно крупные размеры и ярко оранжевый цвет, так что некоторые полагали, что художник все же запечатлел восход Солнца, дав картине неправильное название. Но Олсон, опять же после кропотливых исследований, показал, что картина была начата 13 июля 1889 г., в 21:08, когда имел место оптический обман под названием «лунная иллюзия» — когда Луна, находящаяся прямо над горизонтом, кажется больше, чем на самом деле. Американский астроном также объяснил странные тени над горой — выяснилось, что их художник писал уже утром.

Кроме того, Олсон установил, что вдохновило поэта Уолта Уитмена на его знаменитое стихотворение «Год Метеоров» (редкое явление — метеоритный поток, проходивший по касательной к поверхности Земли) и датировал знаменитый снимок американского фотографа Энсела Адамса «Осенняя Луна» (19:03, 15 сентября 1948 г., когда Луна в фазе между первой четвертью и полнолунием восходила над горами Высокая Сьерра — в следующий раз такое восхождение повторилось только 15 сентября 2005 года).

Над некоторыми из своих открытий Олсон работает несколько месяцев, над другими – несколько лет. Иногда приходится лично выезжать на место событий, чтобы там точно все измерить. Например, чтобы точно датировать картину Моне «Закат в Этрете», ученый специально ездил в Нормандию.

Некоторые могут счесть такое хобби чудачеством, но на самом деле такая точная датировка — большое подспорье для искусствоведов. Кроме того, самому Дональду Олсону решение фото- и живописных головоломок приносит огромное удовольствие. «Моя жизнь становится богаче от того, что я смотрю на эти великие произведения искусства и могу связать их с наукой», — говорит физик.

Отметим, что метод Олсона использовал Шерлок Холмс в 3 серии 1 сезона английского сериала Sherlock. Великий сыщик, который, по сюжету сериала, живет в наше время, доказал, что якобы обнаруженная искусствоведами ранее неизвестная картина Вермеера — подделка, увидев нарисованную на ней яркую звезду — «сверхновую Ван Бюрена», которая «появилась на небе только в 1858». «Тогда как же она могла быть нарисована в 1640-х годах?» — торжествующе восклицает Ватсон. Конечно, все это придумали сценаристы, и никакой «сверхновой Ван Бюрена» никогда не существовало. К тому же, как мы видим, реконструкция астрономических событий прошлого для датировки произведений искусства занимает гораздо больше времени — справиться за несколько минут, как это сделал Холмс в фильме, не смог бы даже сам Олсон. Но в целом метод показан правильно.