Вселенная страдает от недостатка тёмной материи

Астрономы из Специальной астрофизической обсерватории РАН утверждают, что на 150 млн. световых лет вокруг нас её втрое меньше, чем предсказано теорией

Российские астрономы обнаружили значительную нехватку тёмной материи в местной Вселенной: в области радиусом около 150 миллионов световых лет её оказалось почти в три раза меньше, чем предсказывает общепринятая космологическая теория, передаёт агентство РИА Новости.

Игорь Караченцев и его коллеги из Специальной астрофизической обсерватории РАН, где установлен самый большой в России шестиметровый телескоп БТА, по величине внутренних движений оценили массы нескольких сотен галактик в пределах такого расстояния. Оказалось, что в объёмах от 1 до 50 мегапарсек (от 3,3 до 163,1 млн. световых лет) наблюдается существенная нехватка массы.

«На всех этих масштабах мы не добираем по отношению к той оценке тёмной материи, которая декларируется в стандартной космологической модели», – сказал Караченцев.

Согласно общепринятой космологической модели CDM, на долю тёмной материи, таинственной субстанции, которая проявляет себя только через гравитацию, приходится около 26,8% массы Вселенной, а на долю обычной материи – 4,9%. Данные группы Караченцева показывают, что в окрестностях нашей галактики тёмной материи примерно в три раза меньше, чем должно быть.

Одно из объяснений этого несоответствия заключалось в том, что наше сверхскопление находится внутри гигантского «войда», пустоты со сниженным содержанием тёмной материи. Однако оно не соответствует наблюдениям – на 300 мегапарсек в любую сторону распределение галактик остается одинаковым. Не выдерживает критики и предположение о гигантских «крыльях» из этой материи.

«Видимо, та парадигма, что распределение тёмной материи соответствует распределению «светлой», не очень стыкуется с наблюдательными данными. Наиболее вероятно, что две трети тёмной материи находятся за пределами скоплений. Либо это сгустки, либо это равномерная субстанция, типа океана», – говорит учёный.

космология специальная астрофизическая обсерватория ран тёмная материя