Российский прибор ДАН обнаружил на марсе хлор

Химический «тентакль» Curiosity российского производства может засекать не только водород и воду

Российский прибор ДАН, установленный на марсоходе Curiosity, обнаружил присутствие хлора в марсианском грунте – его содержание составляет около одного процента, сказал РИА Новости заместитель руководителя эксперимента ДАН Максим Литвак из Института космических исследований РАН.

«В среднем содержание хлора в грунте чуть больше процента, от полпроцента до полутора. Сложно сказать, что это – перхлораты или хлориды», – сказал Литвак.

Он напомнил, что ранее химическая лаборатория SAM обнаружила присутствие перхлоратов в пробах марсианского грунта, однако до сих пор учёные не могут уверенно сказать, не являются ли они следами земного материала, оставшегося внутри прибора.

По словам Литвака, возможно, что наличие хлора связано с водной средой: ранее прибор ДАН зафиксировал присутствие воды в грунте Красной планеты – от 1 до 4%.

«Но хлор присутствует везде, в том числе в сухих местах», – сказал учёный.

Прибор ДАН («Динамическое альбедо нейтронов»), созданный в ИКИ, облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий, а его детектор по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит — воды и гидратированных минералов. Кроме того, прибор может «видеть» некоторые более тяжёлые элементы, в частности, хлор.

curiosity достижения российских учёных ики ран марс нейтронный детектор хлор