Фрагменты белка защищают роговицу от микробов

Антибактериальные свойства обнаружились у кератиновых фрагментов на роговице

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли выяснили: в глазах человека содержатся белки, обладающие антибактериальными свойствами. В перспективе это открытие может привести к разработке новых, причём недорогих, антибиотиков.

Патогенам противостоят фрагменты белка кератина, находящиеся на роговице. Синтетические образцы таких фрагментов, как оказалось, также эффективно уничтожали стрептококк, вызывающий боль в горле и некротический фасциит (Streptococcus pyogenes), кишечную палочку, золотистый стафилококк и синегнойную палочку.

Результаты исследования, принятые к публикации в Journal of Clinical Investigation, могут стать основой нового типа противомикробных препаратов. Подобные кератиновые фрагменты производить очень легко из цитокератина 6A, который составляет нитевидные структуры клеточного скелета эпителия.

«Он находится в клетках эпителия роговицы, кожи, волос и ногтей. Все эти зоны постоянно подвержены воздействию микробов, так что понятно, почему они входят в системы защиты организма», – объяснила Конни Тэм (Connie Tam), автор работы.

Открытие было сделано следующим образом. Учёные специально попытались заразить роговицу бактериями, но им не удалось это сделать. Тогда они вырастили клетки эпителия роговицы и решили подвергуть их атаке микробов. При помощи масс-спектрометрии они выяснили, какие белковые фрагменты наиболее активно борются с бактериями. Оказалось, что даже пептиды цитокератина 6A из всего 10 аминокислот вполне успешно справляются с этой задачей. Фрагменты цитокератина же работают как в простой воде, так и в солёных условиях.

Для подтверждения догадки у контрольной популяции мышей был заглушён ген, регулирующий экспрессию цитокератина в роговицу. Их глаза сразу стали подвержены воздействию опасных бактерий.