Curiosity почти не находит следов воды

Российские учёные критикуют NASA за избранное для посадки марсохода место

На исследующем в настоящее время Марс аппарате Curiosity установлен российский прибор DAN (Dynamic Albedo of Neutrons, динамическое альбедо нейтронов). Он работает каждый день по 15 минут, однако пока не фиксировал содержание водорода, который мог бы свидетельствовать о наличии воды, более 2 %. Об этом пишет российская газета «Известия».

«Всё время включаем прибор, каждый день приходят новые данные. У нас получается содержание воды 1,5–2 %. Я думаю, что такие показатели связаны с районом. Когда выбирали его, то ориентировались главным образом на пригодность для посадки», — рассказал один из разработчиков аппарата, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.

Он добавил, что неясно и на какой глубине залегает вода. «Кажется, по-разному залегает. Мы видим в нейтронном излучении, что средняя величина не меняется, но по профилю излучения мы начинаем видеть, что возможно разное распределение водорода по глубине. Это, скорее всего, значит, что там минералы, слои разного состава и они по-разному лежат под поверхностью», — объяснил учёный.

Кроме того, не факт, что присутствие водорода в поверхности планеты свидетельствует о содержании воды. «Прибор, по сути, ищет водород. Одни ученые предполагают, что раз есть водород, то может быть вода — H2О, а другие говорят, что это может быть перекись водорода — Н2О2. И кроме того, это может быть связанная вода, которая была в кристаллических минералах», — пояснила суть исследования руководитель лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Елизавета Ривкина.

Ранее российские учёные уже критиковали руководство миссии за решение сажать марсоход в районе кратера Гейла, где агрессивная окружающая среда (в частности, высокая радиация) не оставляет органическим соединениям шансов на выживание.

Митрофанов настроен более оптимистично. «Я думаю, что дальше ситуация будет меняться — скорее всего, на границе кратера могут быть отложения минералов с высоким содержанием воды. Там в центре есть возвышенность — она хорошо видна на карте, — я думаю, там содержание воды должно повыситься», — сказал он в интервью «Известиям».

«Даже если удастся найти большие концентрации воды, эти данные для фундаментальной науки интереса представлять не будут. Это химически связанная вода, как сульфиды или хлориды на Земле, и ничего в ней интересного не будет», – считает, однако, сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Никита Демидов.

curiosity nasa марс