Curiosity не нашел метан на Марсе

Приборы  марсохода Curiosity не обнаружили в атмосфере Марса следов метана, который считали  признаком существования марсианской жизни. Теперь ученые должны разгадать две  загадки: во-первых, откуда взялся марсианский метан, найденный там в 2003  году, а во-вторых, куда он пропал, говорится в статье, опубликованной  в журнале Science.

Наблюдения с помощью наземных телескопов и орбитальных марсианских  зондов показали, что содержание метана колеблется в зависимости  от места и времени года. Наблюдения с IRTF и телескопа  Keck-2 зафиксировали в марте 2003 года выбросы метана в марсианских  регионах Сабейская земля, Большой Сырт, в долине Нила, при самом  мощном выбросе в атмосферу попало 19 тысяч тонн метана.

Однако более поздние наблюдения уже не зафиксировали такого изобилия  метана. Данные с зонда "Марс-Экспресс" в 2004 году показали значение  около 10 ppbv, а также, что летом в северном приполярном региона  концентрация метана достигала 45 ppbv. Наблюдения с Земли в феврале  2006 году зафиксировали в долине Маринера рост концентрации метана  до 10 ppbv.

Эти резкие колебания заставили некоторых ученых поставить под сомнение  достоверность обнаружения метана. Кевин Занли (Kevin Zahnle) из центра НАСА  имени Эймса и его коллеги заявляли, что все измерения концентрации метана  сделаны на пределе возможностей приборов, и количество метана  на Марсе не превышает 3 ppbv. В статье, опубликованной в 2011  году в журнале Icarus, они возлагали надежды на марсоход Curiosity,  который сможет разрешить этот спор.

Curiosity совершил посадку в августе 2012 года в марсианском  кратере Гейла. На борту ровера самая совершенная химическая лаборатория  из всех, что когда-либо побывали на поверхности планеты — прибор  SAM (Sample Analysis at Mars).

В ноябре 2012 году марсоход сделал первый "вдох", получил первые данные  о составе марсианской атмосферы в районе кратера Гейла и не  обнаружил признаков метана ни во время этого сеанса измерений ни в  последующие.

Измеренная спектрометром в составе SAM концентрация метана составила  0,18 ppbv, однако при этом ошибка измерений равна 0,67 ppbv. Верхний предел  концентрации с вероятностью 95% составляет 1,3 ppbv, сделали вывод  ученые.

"Такой низкий верхний предел содержания метана не ожидался  при данных наблюдений, свидетельствующих, что только несколько лет назад  происходили большие выбросы метана. Вычисления показывали, что в атмосфере  должно было остаться около 6 ppbv", — говорится в статье.

Хотя атмосферный метан не является долгоживущим газом, исчезает он  совсем не мгновенно. Ультрафиолетовая радиация может уничтожить весь метан  в атмосфере за несколько сотен лет — поэтому, если  в атмосфере есть метан, значит должен быть источник его "поставок".

Но на данный момент ученые не имеют представления, какие процессы  могут "выедать" метан с такой фантастической скоростью, как это  наблюдается на Марсе. "Очень короткое время жизни метана  в атмосфере — от 0,4 до 4 лет, полученное  по наблюдениям за 2003-2006 год, требует очень мощного механизма его  разрушения, который не был обнаружен к настоящему времени", —  пишут ученые.

Данные Curiosity ставят этот вопрос в еще более жесткой форме, поскольку  никакого даже фонового количества метана он не нашел.

Хотя астрономические и спутниковые данные вызывают много вопросов,  делать вывод, что на Марсе метана не было вообще, все же нельзя,  сказал РИА Новости Олег Кораблев из Института космических исследований РАН,  работающий с зондом "Марс-Экспресс".

Комментируя результаты Curiosity, он признал, что измерения концентрации  метана с "Марс-Экспресса" могут содержать значительные ошибки, однако их нельзя  просто отбросить как неверные.

Источник: Science