Глубоководные крабы различают цвета

С помощью цветного зрения ракообразные добывают пищу

Американские учёные установили, что глубоководные крабы обладают цветным зрением. Об этом сообщает BBC со ссылкой на две статьи, опубликованные в Journal of Experimental Biology.

С помощью глубоководного аппарата исследователи зафиксировали свечение крохотных биолюминесцентных особей и проследили, как ракообразные реагируют на него. Оказалось, что крабы реагируют на синий и ультрафиолетовый свет. Предполагается, что цветное зрение нужно крабам для поиска пропитания.

Исследование было проведено на Багамах под руководством Сонке Йонсен из Университета Дьюка и Тамары Франк Юго-Восточного университета Нова (Флорида).

О биолюминесцентных видах в поверхностных слоях известно немало, однако их глубоководные исследования проводятся очень редко. «Получить такие данные крайне, крайне сложно», – уверяет Йонсен.

На глубине между от 600 до 1000 метров учёные наблюдали биолюминесцентные вспышки там, где планктон наталкивался на камни и кораллы. Но из собранных особей только 20 % излучали свечение – гораздо меньше, чем в более высоких слоях.

Ракообразных удалось поднять с глубины при помощи особого всасывающего рукава. Из восьми изученных крабов все оказались чувствительными к синему свету, а два реагировали ещё и на ультрафиолет.

«По-моему, это поразительно, что такой среде, где ультрафиолета меньше, чем где бы то ни было на планете, есть животные, видящие его»,  – заявил Йонсен.

Исследователь предполагает, что способность различать два цвета может быть нужна крабам для того, чтобы отличать зеленоватые, нередко токсичные, кораллы от синего планктона, которым питаются эти обитатели морских глубин.

Одной из задач миссии было подтверждение гипотезы о том, что морское одно покрыто светящейся подушкой, в то время как выше по толще воды остатки органики разрушают биолюминесцентные бактерии. Однако это предположение не подтвердилось.

«Придонные течения в этом месте оказались слишком сильными, чтобы там формировалась какая-либо подушка, так что этот вопрос остаётся открытым до следующих экспедиций», – пояснила Франк в интервью BBC.

Она добавила, что глаза ракообразных очень «медленные». «Это похоже на фотоаппарат с долго открытым затвором: при движении картинка размывается», – сказала Франк. Её первоначальное предположение состояло в том, что такой тип зрения нужен крабам для различения в темноте светящихся подушек органики на дне.

багамские острова зрение планктон ракообразные университет дьюка