Вверх за микробами или чем могут быть опасны облака?

Как оказалось, бактерии, обитающие высоко в облаках, могут влиять и на земную среду, и даже на здоровье человека.

Однажды очень давно Луи Пастер взял с собой на ледник Мер-де-Глас во Французских Альпах стеклянную колбу и набрал там немного воздуха. Через пару дней в колбе уже «кипела жизнь» - так Пастер доказал, что даже на такой высоте обитают микроорганизмы. Сейчас мы знаем, что микробы способны существовать и весьма высоко в атмосфере. Но, несмотря на то, что прошло уже полтора века со времен Пастера, ученые только начинают понимать, каким образом эти микроорганизмы влияют на жизнь на земле.

К настоящему времени обнаружено более 2100 видов микробов, путешествующих через Тихий океан из Азии в Северную Америку в воздушных потоках верхней части тропосферы, до 19 км над поверхностью земли. Многие из этих бактерий могут вызывать заболевания человека. Например, в области Африки, называемой поясом менингита, пыльные бури разносят бактерии Neisseria meningitides, которые ежегодно заражают примерно 200 тысяч человек.

Однако, мнения ученых расходятся: профессор Дэвид Смит из Космического центра Кеннеди в своей работе, опубликованной в журнале Applied and Environmental Microbiology, утверждает, что в большинстве случаев содержащиеся в воздухе микробы безопасны: «Нам не надо беспокоиться, ведь все идет естественным путем».

Микробы, обитающие в атмосфере, возможно, влияют и на климат.  Сьюзан Бэрроуз - специалист из американской Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории - заинтересовалась участием бактерий в образовании облаков. Она утверждает, что когда бактерии, группируясь в атмосфере, образуют агрегаты, они способны стать центром конденсации облака.

Все больше специалистов-микробиологов интересуются жизнью микроорганизмов в небесах. Специалист по атмосферной микробиологии из греческого центра морских исследований Параскеви Полименаку считает, что микробы в воздушных потоках – вовсе не пассивные пассажиры, а способны активно перемещаться и ведут активную жизнь.

Дейл Гриффин - микробиолог из Геологической службы США, считает, что жизнь не ограничена пределами атмосферы: можно найти жизнеспособные микроорганизмы и на любой высоте за ее пределами. Удивительно не столько то, что микробы так высоко забрались – удивительны механизмы их адаптации и выживания. «Когда я был студентом-биологом, мне казалось, что все уже исследовано, - говорит Дейл, - однако оказалось, что в атмосфере есть места, где живых организмов еще даже не пытались искать».

атмосфера земли здравоохранение микробиология