Солнце вспыхнуло

Уровень радиационной опасности для авиапассажиров повышается из-за вспышек на Солнце

Вспышка, произошедшая на Солнце 22 мая, может привести к повышению уровня радиационной опасности для космонавтов в открытом космосе, экипажей и пассажиров самолетов в высоких широтах, проблемам со спутниковой связью в полярных широтах Земли, а также к нарушению работы космических аппаратов.

22 мая на Солнце произошла умеренная вспышка класса М5. Несмотря на умеренную интенсивность, вспышка сочеталась с очень большой длительностью события — более двух часов. В сочетании с удобным положением источника вспышки на солнечном диске — 87 градусов западной долготы — это позволило выброшенному потоку протонов достичь околоземного пространства, и к семи утра 23 мая поток протонов от случившейся вспышки достиг уровня S3. Это, в свою очередь, может привести к повышению уровня радиационной опасности для космонавтов в открытом космосе, экипажей и пассажиров самолетов в высоких широтах, проблемам со спутниковой связью в полярных широтах Земли, а также к проблемам в функционировании космических аппаратов ― нарушению в работе различных систем, повреждению наружных датчиков, уменьшению тока в солнечных батареях. Ожидается, что выброс корональной массы своим краем все-таки заденет околоземное пространство и приведет к возмущениям в ночь с 24 на 25 мая.

Солнце давно удивляет ученых. По всем прогнозам 2013 год должен стать годом солнечного максимума, поскольку это пик 11-летнего цикла образования пятен на Солнце. Тем не менее, начало текущего года ознаменовалось относительно низкой солнечной активностью. Количество солнечных пятен гораздо меньше, чем было отмечено при наблюдениях с 2011 года, а сильные солнечные вспышки пока происходили редко.

Это заставило многих задуматься над тем, действительно ли точны прогнозы предсказателей солнечных бурь? Однако астрономы утверждают: 2012-2013 — действительно годы пика солнечной активности. На чем же основываются эти утверждения?

Все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.  Дело в том, что солнечный цикл не имеет четко очерченных рамок. 11 лет ― это усредненный период, длящийся, как правило, от 10 до 13 лет. Кроме того, амплитуда активности Солнца меняется, и одни солнечные максимумы носят слабовыраженный характер, а другие выражены  сильнее.

В предыдущем цикле было зафиксировано два солнечных максимума: в 1989 году и в 2001. Это был так называемый двухлетний мини-цикл. Подобный сценарий может произойти и в настоящем цикле, поскольку в 2011 году появились пятна, которые исчезли в 2012-м. Теперь ученые ждут, что они появятся в 2013-м и выховут очередной пик солнечной активности.

Предлагаем короткое видео о появлении солнечных пятен в период с 1 по 28 февраля 2013 года от Max обсерватории Solar Dynamics (NASAEarthObservatory): А вот это видео подготовили сотрудники NASA. Физики отвечают на вопрос, почему же солнечный максимум никак не наступит.

Кстати, а что же на самом деле происходит, когда говорят «солнечная активность на подъеме?» Мы так часто слышим это выражение, но вот взглянуть на него редко кому удается. Предлагаем вам сравнить две фотографии Солнца. Левое фото сделано в 2010 году, правое в 2012. Разница заметна невооруженным глазом.

Рэнди Йокипии, астрофизик, профессор Аризонского университета (США):

Удивительно, но ученые считают: не только солнечный максимум достоин внимания.  Солнечный минимум ― явление не менее важное и интересное. Астрофизик Мадхулика Гухатхакурта, возглавляющий проект NASA «Жизнь со звездой» и его сторонники считают,  что колебания между солнечным максимумом и минимумом ― не просто чередование фаз. Каждая из них обладает своей спецификой и может быть по-своему вредоносной. Во время солнечного минимума влияние космической погоды на нас отнюдь не прекращается, а всего лишь видоизменяется: как только солнечный ветер утихает, увеличивается интенсивность потока галактических космических лучей, проникающих в солнечную систему. В этом случае потоки элементарных частиц с высокой энергией летят на огромных скоростях и, попадая в организм человека, разрушают молекулы ДНК. Так у  астронавтов увеличивается риск заболевания раком.

Во время солнечного минимума происходит снижение интенсивности ультрафиолетового излучения, в результате чего атмосфера Земли охлаждается, а ее объем уменьшается. Правда, это совсем неплохо для спутников, ведь действующие на них силы гравитации слабеют.

При подготовке материала использована статья Адама Манна «Wired Magazine».

вспышки на солнце радиационная опасность радиация солнечная активность солнечный максимум солнечный минимум