На выбор подростков эффективнее влияет награда, нежели наказание. Они также не склонны к сложной модели выбора и предпочитают самую простую схему, за которой следует награда. Такой вывод сделали ученые из нескольких организаций под руководством Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания) после проведения опытов, в которых сравнивали, как подростки и взрослые учатся делать выбор, основанный на доступной информации. Об этом сообщает пресс-служба вуза со ссылкой на только что опубликованную статью в PLOS Computational Biology.

В исследовании принимали участие 18 волонтеров в возрасте 12-17 лет и 20 волонтеров возрастом 18-32 года. Они выполняли задания, в которых нужно было выбрать какие-либо абстрактные символы. Каждый символ означал шанс получить награду или наказание, или не получить ничего. По мере испытания участники заучивали, какие символы приводят к каким последствиям и подправляли свой выбор соответственно.

Подростки и взрослые одинаково хорошо учились выбирать символы, связанные с наградой, но при этом подростки менее эффективно избегали символов, связанных с наказанием. Взрослые работали лучше, когда им после каждого выбора говорили, что случится, если они выберут тот или иной символ. Подростки же не брали эту информацию в расчет.

К концу испытания взрослые и подростки выбирали правильную опцию с наградой примерно 1 раз из 10. Взрослые хорошо выбирали опции, которые помогали избежать наказания, а подростки делали правильный выбор примерно 6 раз из 10. Если взрослым говорили каждый раз о последствиях выбора, то они избегали наказания примерно 8 раз из 10. У подростков же не было замечено улучшения, информацию об возможных последствиях выбора они игнорировали.

Из эксперимента ученые сделали вывод, что подростки и взрослые по разному учатся искусству выбора. Это важно знать для отработки педагогических методик. Доктор Стефано Палминтери (Stefano Palminteri), который вел это исследование в Институте когнитивных нейронаук Университетского колледжа в Лондоне, а теперь работает в Эколь нормаль суперьер в Париже, полагает, что подростки, в отличие от взрослых, не так хорошо обучаются изменять схему выбора, чтобы избежать наказания. Значит, для этой возрастной группы системы стимулирования, основанные на награде, будут более эффективны, чем системы наказания.

Для интерпретации результатов опыта ученые разработали компьютерные модели. Одна совсем проста — модель, имитирующая обучение ради награды. Затем к ней добавили опцию с разными последствиями. Третья модель содержала еще и возможность избежать наказания, выбрав награду. Моделирование показало, что подростковое поведение следует простой модели, основанной на выборе награды, тогда как взрослые следуют полной модели с разными опциями.