Охота на Луну

Ученые прогнозирует острую конкуренцию стран за освоение естественного спутника Земли подобную борьбе за арктический регион нашей планеты.

Луна давно перестала быть объектом чисто теоретического интереса исследователей космоса. Прогресс в освоении внеземных просторов привел к пониманию практической пользы естественного спутника Земли, и ученые уже говорят о серьезной конкуренции за использование лунных ресурсов.

«Луна в каком-то смысле может рассматриваться как седьмой континент Земли, ―  говорит вице-президент РАН, директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный. ―  Я прогнозирую, что к середине XXI века разгорится конкурентная борьба за овладение районами вблизи лунных полюсов и за возможность создания лунной базы, что будет напоминать борьбу за арктический шельф, который сейчас стал зоной экономических интересов многих стран».

Ученые уже точно знают, что на полюсах Луны находится большое количество льда, в котором могут быть признаки следов жизни. Кроме того, Луна богата самыми различными ресурсами, в том числе редкими металлами. Исследования показали, что на Луне, как и на Земле, представлена вся существующая таблица Менделеева, в том числе и металлы. Это дает ученым основания полагать, что в будущем Луна станет существенным источником пополнения ископаемых ресурсов для человечества.

«Это понимаем не только мы, но и США, Европа и Китай, ― подчеркивает Лев Зеленый. ― Однако выгодных мест для организации лунной базы не так много, выгодные места можно пересчитать по пальцам, и за них будет вестись конкуренция. Конечно, вопрос экономичности и доставки когда-то выйдет на первый план, но если другой альтернативы не будет, то лунные ресурсы ― это хороший способ решения проблем редких металлов на Земле».

Генеральный директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения  Геннадий Райкунов уверен, что России необходима постоянно функционирующая база на Луне.

«Луна уже фактически седьмой континент, и, конечно, нам нужна постоянно действующая лунная база для исследования и использования ресурсов Луны уже на постоянной основе», ― говорит Райкунов.

Лунная база может фактически заменить Международную космическую станцию или дополнить её. При этом российский опыт длительных космических экспедиций может быть востребован в этом направлении. В настоящее время в России разработана серьёзная космическая программа по исследованию Луны, предусматривающая запуск одного орбитального и двух посадочных аппаратов, которые должны приземлиться и взять пробы грунта у Северного и Южного полюсов Луны. По его словам, программа рассчитана до 2023 года и вернёт России лидерство в космических исследованиях.

Все существующие проекты находятся в стадии исследований. В их число входит разработка концептов лунных станций, стратегий однократных миссий на земной спутник и варианты установки на Луне астрофизических приборов и другого оборудования.

Конечно, Россия ― не единственная страна, которая в будущем намерена освоить Луну. Наиболее серьезно о своих планах исследовать земной спутник заявил Китай. КНР уже отправила к Луне два орбитальных исследовательских зонда – «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2», а на 2013 года намечен запуск миссии «Чанъэ-3», которая будет включать также и спускаемый аппарат. В 2017 году Поднебесная планирует отправить к Луне пилотируемую миссию. Тайконавты (китайский вариант космонавтов), из которых будет набираться ее экипаж, уже приступили к тренировкам.

Также планы по освоению Луны имеют и США, так недавно был представлен проект, предполагающий размещение на лунной поверхности солнечных батарей.

Тем не менее, для российских (и не только российских) исследователей Луна ― не единственное небесное тело, которое они планирует интенсивно осваивать. Основной целью ученых является Марс. Для достижения Красной планеты и ее эксплуатации пригодится опыт, который будет получен в рамках работ по освоению Луны.

база на луне геннадий райкунов лев зеленый луна марс освоение луны