Когда Земля вздрогнула

Сверхглубокое землетрясение 24 мая 2013 года признано учеными совершенно уникальным явлением.

Землетрясения – это естественные проявления жизни планеты. Эти явления имеют естественную цикличность. Если эти процессы прекратятся, планета Земля станет геологически мёртвым телом. Данные за последнюю тысячу лет однозначно свидетельствуют, что примерно с XV века идет неуклонное нарастание сейсмотектонической активности и внутриземных стресс-процессов. Особенно заметно этот феномен проявился в XX веке: количество землетрясений высокого класса увеличилось впятеро, особенно во второй его половине. Число разрушительных землетрясений возросло в шесть раз по сравнению с XIX веком. Таким образом, существует мнение, что XXI веку достаётся переходящая фаза дальнейшего роста сейсмотектонической активности и усиления катастрофического воздействия стихии на цивилизацию.

Москва, которая находится почти в центре Евразийской тектонической плиты, вдалеке от берегов океанов, горных массивов и важнейших тектонических разломов, казалось бы, может считаться зоной, где можно не беспокоиться. Однако, есть статистика, говорящая, что землетрясения в столице – не такая уж небывалая экзотика. 4 балла в марте 1977 года – отголоски толчков с Карпат. Колебания также добрались тогда до Минска, Тарту и Ленинграда. Аналогичным образом столицу трясло в 1940-м, причем дважды. Эпицентры обоих землетрясений находились в Румынии. Подземные толчки качали люстры и сдвигали мебель в московских домах и в 1802 году. Наконец, согласно дошедшим до нас летописям, 1 октября 1445 года «...потрясся град Москва, Кремль и посад, и храм поколебашеся».

По принятой в научном мире классификации, землетрясения подразделяют по глубине их возникновения на 3 группы – «нормальные» - в пределах некой условной границы земной коры – 33 км и до 70 км, «промежуточные» - с глубиной до 300 км и глубокофокусные – с глубиной более 300 км. Именно к таким сверхглубоким и относится землетрясение в Охотском море, произошедшее 24 мая 2013 г. – чьи отголоски почувствовала Москва. Его глубину оценивают в 600 км.

«У нас тут стоят приборы, они записали его, причем замечательно. Первая реакция была — не может быть,» — говорит Рубен Татевосян – заведующий лабораторией сильных землетрясений и сейсмометрии  Московского Института физики Земли. По мнению заместителя директора Института физики Земли Евгения Рогожина, это одно из самых глубоких землетрясений из всех, когда-либо наблюдавшихся, и совершенно уникальное событие в плане распространения сейсмоволн, — говорит он. — Колебания были зарегистрированы почти по всему миру. Скорее всего, это потому, что фокус находился в самой мантии. Возможно, именно это и способствовало столь активному распространению волн».

Механика «нормального» землетрясения считается достаточно хорошо изученной. Принято считать, что неглубокие землетрясения – следствие подвижек литосферных плит, из которых состоит земная кора, возникающих вследствие накопления механического напряжения коры в отдельных регионах. Когда напряжение превышает прочность пород, происходит смещение – пусть даже на несколько сантиметров – но поскольку сместились пласты массой в миллиарды тонн, энергия такого смещения оказывается гигантской. Сейсмические волны распространяются на тысячи километров, их энергия постепенно поглощается за счет расширения фронта волны и внутреннего трения. Толчки Земли затухают.

Если же речь идет о землетрясении, чей эпицентр зародился в сотнях километров и от поверхности, и от границы земной коры, в невообразимой толще земной мантии, где не действуют известные нам механизмы подвижек, непонятно, как и за счет чего идет распространение волн на тысячи километров. Не вполне ясны и причины таких подвижек на глубинах, где породы не являются твердыми. Однако, есть выделяемые учеными закономерности, например, в регионах возникновения сверхглубоких толчков. Один из таких регионов ближайший к Москве – это так называемая Вранчская зона в Карпатских горах – место возникновения толчков глубиной до 150 км. Есть гипотеза, что глубокофокусные землетрясения связаны с тем, что одна плита изгибается и подвигается под другую, погружаясь в мантию, и что причиной этому могут служить фазовые переходы пород, залегающих на больших глубинах.

Известный геофизик профессор Валерий Абрамов из Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, считает, что в отношении понимания процессов возникновения подобных землетрясений, мировая геолого-геофизическая наука пока находится в тупике. Дальневосточные ученые уже 14 лет назад разработали собственную теорию  тектоносферных воронок и составили на ее основе новые карты сейсмической опасности Евразии.

Суть ее в том, что на каждом континенте существуют тектоносферные воронки. От ядра планеты они идут вверх, от коры - вниз. воронки восходящего типа (идущие от ядра планеты к коре) накачивают в мантию и земную кору порции разрушительной энергии. Анализ привязки этих воронок к важнейшим центрам земной сейсмической активности позволил ученым сделать десятки верных прогнозов землетрясений, и в частности, предсказать землетрясение 2011г. в Японии, погубившее Фукусиму.

Локальные, региональные и глобальные тектоносферные воронки являются геолого-геофизической средой, в которой и происходят не только землетрясения, но к ним также оказываются статистически привязаны иные природные, техногенные и антропогенные стрессы и катастрофы. Эта концепция известна в научном мире как модель прогноза землетрясений профессора Абрамова.

Кембриджским Международным биографическим центром геофизику из Приморья присвоено звание «Международный учёный – 2008/2009» за выдающийся вклад в разработку структуры и динамики тектоносферы Земли. Валерий Абрамов считает, что в последние несколько десятилетий наступил период активной циркуляции энергетических потоков в тектоносферных воронках. Этот процесс он называет феноменом новой активизации планеты.

Так это или иначе, но землетрясение 24 мая 2013 г. все ученые без исключения считают уникальным геолого-геофизическим явлением. Его изучение, возможно, прольет свет на самые сложные вопросы, касающиеся жизни Земли.

геофизика землетрясение в москве землетрясения тектонические процессы