Зубы микроскопического рачка поразили учёных

Рачки из семейства веслоногих имеют на зубах особую амортизирующую ткань – по-видимому, она и позволяет им грызть твёрдые раковины

Микроскопический рачок вида Centropages hamatus из семейства веслоногих (копеподов), являющийся частью морского зоопланктона, оказался необыкновенно зубаст. Причём учёных поразили не столько сами зубы, сколько особая резиноподобная ткань, покрывающая их, сообщает гидробиолог Ян Михельс (Jan Michels) из Кильского университета, ФРГ.

Зубы таких ракообразных состоят в основном из силикатной ткани. Однако в ходе наблюдений под микроскопом океанологи обнаружили на челюстях Centropages hamatus эластичный белок резилин, уже знакомый биологам по строению насекомых. Резилин имеется на конечностях блох и саранчи, а также в «приводе» крыльев стрекозы. Именно он, как считается, позволяет им прыгать и маневрировать в полёте соответственно.

У копепода же, как предположили учёные, этот протеин выполняет иную функцию: во-первых, предохраняет зубы от износа, а во-вторых – способствует разгрызанию твёрдых раковин диатомовых водорослей, составляющих основу рациона рачка. Кроме того, он служит амортизатором, предотвращающим повреждения самой челюсти. «В строении рта человека мы видим такое же сочетание твёрдой ткани – зубов и мягкой – дёсен», – говорит Михельс.

Источник: Кошмаш Бутуньи (Cosmas Butunyi), Nature.com