Сибиряки получили мегагрант на «путешествие к центру Земли»

Самые глубокие геологические процессы изучат специалисты Института геологии и минералогии СО РАН совместно с японскими коллегами

Учёные из Института геологии и минералогии имени В.С. Соболева Сибирского отделения РАН вместе с профессором Эйдзи Отани (Университет Тохоку, Япония) в рамках выигранного мегагранта планируют прояснить фундаментальные вопросы строения Земли, а также получить наноалмазы, сообщает информационный портал СО РАН.

«Наш проект посвящён исследованию вещества при высоких давлениях и температурах. У нас значительный опыт сотрудничества с японскими коллегами и конкретно с нашим гостем: более 15 лет мы занимались экспериментами с использованием многопуансонных аппаратов (больших гидравлических прессов – ред.) и алмазных наковален», – рассказал старший научный сотрудник ИГМ Константин Литасов.

На средства гранта (его сумма не сообщается) учёные намерены приобрести аппарат, с помощью которого можно достичь давления в 30 гигапаскалей, что соответствует глубине около 800 километров от поверхности нашей планеты.

«В конечном итоге мы, пусть и не через три года, планируем представить общую картину строения мантии и ядра и основных процессов в них, с подробным термодинамическим описанием каждой фазы, каждого минерала, который можно видеть внутри нашей планеты», – говорит Литасов.

По его словам, если на поверхности Земли минералов свыше 4-х тысяч, а химических соединений ещё больше, то внутри все они имеют тенденцию «растворяться» друг в друге, и на глубине свыше 200-300 километров их можно встретить не более 20-30 видов. В нижней мантии, которая находится на расстоянии 660-2900 километров и составляет примерно половину всей Земли, существуют всего три основных минерала. Но их фазовые превращения под действием высоких температур и давлений представляют огромный интерес.

«Углерод внутри Земли, по существующим представлениям, находится в количестве около 0,01%. На первый взгляд, очень мало. Однако то, что содержит этот элемент, может концентрироваться, например, в виде расплава, где С будет составлять уже до 10-20%. Таким образом, он способен определять в целом всю глубинную геодинамику нашей планеты, контролируя перенос вещества. Еще одним элементом, который играет похожую роль, является водород», – поясняет Литасов.

Геологи намерены выяснить и то, можно ли воспроизвести эти процессы для технологических нужд.

«Это касается синтеза нанокристаллических алмазов, возможно, с заданными свойствами… С помощью современного оборудования на кристаллах часто можно нанести тонкие плёнки или вырастить нужные наноструктуры. Мы же хотим попробовать создать алмаз уже с нановключениями этих (допирующих) веществ, чтобы он имел те или иные свойства. Каким он будет, пока неясно, это своеобразный научный challenge (англ. «вызов» – ред.)», – отмечает старший научный сотрудник ИГМ.

Источник: www.copah.info